Материал раздела Основной

Семья будет довольна: что ждет семейный бизнес в 2022 году — исследование

Аналитики PwC опросили семейные компании в 87 странах, чтобы узнать о влиянии пандемии на их бизнес и об ожиданиях от 2022 года. Самые интересные выводы этого исследования комментируют эксперты бизнес-школы «Сколково»

В благоприятные времена сильные стороны семейного бизнеса часто упускаются из виду. Однако в трудные периоды фундаментальные принципы семейных предприятий показывают свою силу. Приверженность собственным ценностям, долгосрочное планирование, разумные рычаги управления и минимальные барьеры для принятия быстрых и жизненно необходимых решений показывают свою ценность не только для самих компаний, но и в макромасштабах — для реабилитации всей мировой экономики.

В 2009 году после мирового финансового кризиса мы уже наблюдали подобный эффект: семейный бизнес восстановился быстрее других участников рынка. Похоже, что это произойдет снова в период восстановления после пандемии COVID-19. Для этого две причины:

  • в период кризисов потребители и клиенты больше доверяют семейным предприятиям;
  • в большинстве секторов такие компании показывают большую устойчивость.

По данным Edelman Trust Barometer за 2020 год, 67% респондентов заявили, что доверяют семейному бизнесу, тогда как для публичных компаний доля доверяющих составила 58%. Получается, что семейный бизнес люди считают более надежным типом предприятия.

Результаты исследования показывают: в основе доверия — уверенность в компетентности и в этичности. Из четырех основных институтов общества — правительство, бизнес, НКО и СМИ — только бизнес оценивается респондентами положительно по обоим пунктам.

А данные опроса PwC, проведенного с октября по начало декабря 2020 года, подтверждают вторую гипотезу о высокой устойчивости семейного бизнеса. Только 21% семейных предприятий заявили, что им требуется дополнительный капитал в 2021 году. К тому же большинство респондентов (86%), участвовавших в опросе, ожидают к 2022 году возобновления сильного роста их предприятия.