«Цифра», роботы, big data: что происходит в логистике
Боевое испытание
Серьезное, скорее даже боевое испытание преподнесла отрасли пандемия коронавируса, особенно ее первая волна, сопровождавшаяся повсеместным локаутом. «Пандемия, безусловно, повлияла на рынок логистики, переместив большую долю покупок из одной среды в другую. Судя по отчетам крупнейших логистических операторов, их оборот значительно вырос. Соответственно, все крупные игроки рынка начинают выводить на новый уровень свои логистические и фулфилмент-структуры, оптимизировать важнейшие звенья процессов логистики. Одним из проявлений можно назвать подстраивание игроков рынка под изменение моделей поведения покупателей — идет процесс покрытия регионов пунктами выдачи заказов или постаматами», — говорит Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт».
«В условиях, когда практически весь мир оказался ограничен в своих передвижениях, изменение образа жизни в части покупок стало естественным: не потребители идут за товаром, а он идет к ним, — добавляет Ирина Еськова, руководитель проектов департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг». — Покупатели стали требовательнее не только в отношении цены, качества и ассортимента товаров, но и в вопросах клиентского сервиса: скорость и стоимость доставки, гибкость условий заказа, удобство возвратов товаров, вежливость курьеров — все это становится конкурентным преимуществом. Безусловно, не в каждой розничной сети есть штат компетентных специалистов для проработки стратегий модернизации цифровой трансформации бизнеса. Поэтому интерес к ИТ-интеграторам решений и консалтинговым компаниям растет. В большей степени среди отстающих бизнесов оказались те, кто имеет высокую степень регулирования, держится за консервативный подход, работает на рынке с небольшим количеством конкурентов. Но те, кто не успел перестроить бизнес-процессы и проигнорировал тренд на цифровизацию, теряют позиции. Выигрывает тот, кто воспринял происходящее всерьез и быстро адаптировался».
Максим Михайлык, директор по маркетингу компании «Антор», рассказывает о российском опыте, о тех, кто успел «оседлать волну» во время повсеместного карантина самоизоляции, и о тех, у кого не получилось это сделать.
«На международном уровне критических изменений из-за пандемии не произошло: все, что работало раньше, должно было работать так же и дальше, — говорит эксперт.— Намного интереснее ситуация на национальных рынках, особенно на поздних этапах цепи поставок («последней миле»), где прямой контакт практически неизбежен. Перед нами, естественно, пример России. Вспомним закрытие непродовольственных магазинов в апреле—мае 2020 года. В тот период спрос в интернет-магазинах таких сегментов, как DIY и fashion, вырос на 40–60% и более. Произошло перераспределение трафика из офлайн-магазинов в онлайн. Слабыми местами для поставщиков тогда оказались ресурс склада на обработку заказов (человеческий фактор) и наличие свободных транспортных активов: теневыми героями пандемии стали наемные работники складов и водители транспортных компаний, справившиеся с пиковой нагрузкой. Очень быстро в ситуации сориентировались крупные продовольственные ретейлеры: все мы до сих пор активно пользуемся их приложениями для экспресс-доставки из ближайшего магазина. Это оказалось настолько удобно и востребовано, что, кажется, навсегда изменило рынок. В этот период сильнее стали те, кто и так был силен: лидеры имели возможности для быстрой разработки и внедрения новых сервисов. Одним из самых проигравших сегментов стала HoReCa. Закрытие ресторанов и многочисленные ограничения не только привели к разорению части малого бизнеса, но и ударили по объему заказов дистрибьюторов, специализирующихся на работе с общепитом. В большинстве случаев бизнес трансформировал привычные схемы доставки за считаные недели. Пожалуй, эта способность современной логистики так быстро адаптироваться к форс-мажорам стала самым важным открытием пандемии».