Сила от безысходности: краткая история потребительского активизма
Представьте: вы просматриваете товары в интернет-магазинах и находите две рубашки, которые вам нравятся. Одну из них выпустила компания, которая придерживается принципов добросовестности, допустим, старается использовать экологичные материалы или сотрудничает только с теми фабриками, где работникам не занижают зарплаты. Бренд, выпустивший вторую рубашку, продает тонны дешевой одежды. Также он известен тем, что его производства с ужасными условиями труда загрязняют окружающую среду. Вам нужна только одна вещь. Что вы выберете: заплатить больше за первую или меньше за вторую?
Покупатели постоянно отвечают на этот вопрос, хотя порой и неосознанно. Большинство из них, скорее всего, без раздумий предпочтут дешевую рубашку. А те, кто подходят к выбору осознанно, вероятно, задумаются: «Способна ли одна покупка хоть как-то повлиять на ситуацию в целом?».
Но на самом деле вопрос в другом: почему вторая рубашка вообще продается в магазинах? Продукты, производство которых негативно влияет на экологию или как-то иначе вредит обществу, несложно найти на полках магазинов: от шоколада известных марок до смартфонов. Иногда действия компаний незаконны, и их привлекают к ответственности. Но чаще всего бизнес балансирует на грани и избегает наказаний. Фермы, шахты или фабрики не принадлежат корпорациям, а значит, за все нарушения на них отвечают подрядчики.
В такой ситуации именно потребители решают, какие бренды они готовы поддержать. В точности как предсказывают законы рыночной экономики: предоставьте покупателям выбор — и они проголосуют рублем. Вот как именно покупатели стали настолько влиятельными, что почти полностью забрали функцию регулирования у властей.