Материал раздела Основной
Андрей Тенишев
С 1 августа по 31 декабря в России введены временные (пока) пошлины на экспорт продукции металлургических компаний. Это одна из возможностей для государства изъять сверхдоходы у бизнеса. С 2015 года правительство как минимум трижды предпринимало подобные попытки. Иногда удачно. Под «прицел» попадали нефтяные, газовые, горнодобывающие и химические компании, те же металлурги.
Поводом для введения «налога на сверхприбыль» в той или иной форме (в Налоговом кодексе такое понятие до сих пор отсутствует) могут служить самые разнообразные факторы, такие, например, как благоприятная рыночная конъюнктура, рост мировых цен на те или иные виды продукции и т.д. А истинная причина подобных действий со стороны государства — это чаще всего проблемы с наполнением бюджета.
В 2018 году, например, деньги потребовались на исполнение майских указов президента, в 2021 году — на компенсацию удорожания строительства, финансируемого из бюджета.
Инструменты для изъятия — повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2016 и 2020 годах, а также экспортные пошлины в 2021-м. Это то, что подвернулось под руку, потому что специальных механизмов изъятия сверхприбыли в России нет, равно как и ее определения, и методик ее расчета.
В 2016–2017 годах для нефтяных компаний и «Газпрома» был повышен НДПИ. Тогда в бюджет поступило около 620 млрд рублей. По предварительной оценке экспертов и компаний, от введения экспортной пошлины для черной и цветной металлургии поступления в казну составят 160 млрд рублей.
Решения об изъятии принимаются спонтанно. Правил нет, что изымать, сколько и в каких случаях это делать. Такие действия правительства негативно влияют на инвестиционные программы компаний, это путь к рецессии. Планируешь одно — дивиденды, развитие производства и технологий, — но вдруг приходит государство с «продразверсткой».