Как открыть свой фитнес-клуб за семь шагов
За последние полтора года в РФ появилось много новых фитнес-клубов. Их часто открывают бывшие фитнес-инструкторы. Сети реструктуризируются, и отрасль быстро трансформируется. Как открыть свой клуб в новых условиях?
Шаг № 1. Оценка потенциала клиентской базы.
Очень часто инвесторы, которые впервые заходятся в фитнес-проекты, считают, что старт бизнеса в этой сфере начинается с планировки помещения или с консультации с тренером по вопросам внутренней организации работы клуба. Это в корне неправильный подход. Фитнес — это сложный b2c-бизнес, в котором стоит отталкиваться от спроса и интересов клиента. Нельзя заниматься планировкой и зонированием без анализа потенциала существующего рынка. Прежде всего нужно понять, сколько людей на предполагаемой локации готовы регулярно тренироваться и платить определенную сумму денег за услуги.
Процент проникновения (число людей, потребляющих фитнес-услуги) в среднем по стране составляет около 3%. В зависимости от региона этот показатель разнится: в Москве — 10–14%, в городах-миллионниках — от 6 до 8%. К примеру, вы поняли, что потенциально фитнесом в границах выбранной вами локации могут заниматься 10 тыс. человек. Из этой цифры необходимо вычесть клиентов конкурентов — например, на территории два фитнес-клуба, один из которых обслуживает 2 тыс. человек, а второй — 3 тыс. Cоответственно, на свободном рынке остается 5 тыс. потенциальных покупателей ваших услуг.
В расчетах учтите, что в период проектирования и строительства клуба соотношение сил на рынке может измениться — наверняка кто-то еще кроме вас захочет стартовать на той же локации. Безусловно, процент проникновения услуг все время увеличивается благодаря социальным сетям, сарафанному радио и другим каналам. Однако рынок растет не такими быстрыми темпами, как открываются конкуренты.
Когда вы запускаете проект, нужно понимать не только потенциальное число желающих заниматься, но и их характеристики, в том числе уровень платежеспособности. Без анализа потенциала рынка вы рискуете оказаться в ситуации, когда, например, открываете тренажерный зал на 1 тыс. кв. м в локации, где 70% потребителей услуг — женщины. Этой аудитории помимо прокачки мышц в зале нужны групповые программы с комплексами на растяжку, бассейн и спа-процедуры, но они их часто не получают. В итоге зал пустует, а инвестиции не окупаются.
Шаг № 2. Оценка параметров фитнес-клуба.
Следующий шаг — на основе собранных аналитических данных нужно сформировать продуктовый портфель: