Материал раздела Основной

Китайский хантинг: как и где ищут топ-менеджеров в Поднебесной

Китайские компании традиционно выращивали руководителей внутри компании. Но теперь подход начинает меняться. Вот где хедхантеры из Поднебесной находят самых востребованных топ-менеджеров
Фото: Bloomberg Businessweek
Фото: Bloomberg Businessweek

В начале двадцатого века Альфред Слоун модернизировал General Motors за счет количественного подхода. Так началась эпоха профессионального менеджмента. С тех пор многие большие компании по всему миру взяли за правило, что руководитель с академическим образованием, зачастую имеющий степень MBA, но не обладающий большим практическим опытом во вверенной им области, может взяться за компанию, выявить стоящие перед ней угрозы и начертить новый план развития, который позволит вдохнуть жизнь даже в агонизирующее предприятие.

Но в китайских компаниях топ-менеджеров не нанимают на стороне. Крупные государственные предприятия, до сих пор доминирующие в экономике, обычно набирают менеджеров высшего звена из числа руководителей, уже работающих в компании и умеющих ладить с госслужащими и партийными чиновниками, диктующими зачастую свои условия. И несмотря на то что в стране достаточно успешных частных компаний, многие из них управляются людьми, близкими к основателям. Часто речь идет о младших родственниках.

В результате, в Китае гораздо меньше опытных менеджеров, сформировавшихся благодаря программам корпоративного развития, популярным на западе и работающим в таких компаниях, как PepsiCo и Mars. Может быть, Китай и вторая экономика мира, но рынок профессиональных управленцев в стране еще не созрел.