РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Сергей Айрапетов

Как понять, что пора продавать бизнес

Менеджмент Инструкции Бизнес-школа «Сколково»
Причины продажи бизнеса могут быть разные. Главное, в этом деле честно ответить себе на вопросы: способна ли ваша компания и дальше генерировать ту же маржу, зажигает ли вас то, что вы делаете, уверены ли, что хотите продать. И если решили, не тяните
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Решение продать бизнес владельцы компаний принимают, например, из-за стремления предпринимателя к развитию, желания создать что-то еще более великое и прибыльное. Или, выражаясь сухим финансовым языком, получить большую отдачу на свой капитал. В этом случае не нужно упускать возможность: видите новый «океан» — плывите к нему. Тем более что часто такие мысли приходят, когда рынок или компания начинают стагнировать: усиливается конкуренция, доход падает, рост замедляется.

Другая причина связана с ролью владельца. Я знаю много примеров, когда создателю проекта хорошо, пока компания — стартап, но становится скучно, как только она превращается в устойчивый бизнес или корпорацию. На этом этапе управление часто переходит к топ-менеджменту, так как требуются другие навыки руководства. А предпринимателю неинтересно оставаться пассивным инвестором, ему нужно быть вовлеченным в процесс. Вот и получается: хотите «дух стартапа» — продавайте старое и начинайте новое.

Еще одним толчком к продаже бизнеса становится развитие экосистем, которые все больше занимают конкурентное пространство и вытесняют с рынка независимых игроков. Выбор простой: либо сейчас, пока проект еще уникален, вы продадите его одному из этих гигантов, либо через пару лет они сами сделают аналог, и ваш бизнес будет никому не интересен.

Время продавать