Основатель «Википедии»: «Да, я не миллиардер, и что?»
О масштабировании
Джимми Уэйлс рассказывает, что с детства обожал энциклопедии. Поэтому, когда его первый интернет-проект, компания по продаже рекламы, провалился, он решил взяться всерьез за идею, о которой давно мечтал. Так Уэйлс создал бесплатную онлайн-энциклопедию под названием «Нупедия», которую мог бы редактировать кто угодно.
Но при этом больше всего он заботился о том, чтобы «Нупедия» не уступала по качеству обычным научным статьям — это была главная ценность, вокруг которой он и выстраивал все процессы. «Я считал, что если мы не будем еще более академичными, чем традиционные энциклопедии, то никто не воспримет нас всерьез, потому что мы же просто какие-то волонтеры из интернета», — вспоминает Уэйлс. Он нанял главного редактора и разработал процедуру проверки статей из семи этапов. Подход казался верным. Но за два года было опубликовано лишь 24 статьи, в то время как на почте Уэйлса было 5 тыс. заявок от желавших присоединиться к проекту. Масштабировать «Нупедию» не получалось. И предприниматель понял, что организационная модель не соответствовала истинным ценностям проекта, и решил иначе расставить акценты.
«Я верю, что бизнес-модель определяет поведение в организации, и если набор ее ценностей и убеждений вступает в противоречие с бизнес-моделью, то у тебя начинаются трудности», — предупреждает он.