Российские компании, далекие от банковской сферы, все чаще покупают локальные банки. В частности, так поступают ИT-гиганты и крупные операторы e-commerce. В феврале 2021 года Wildberries приобрела банк «Стандарт-кредит»; в апреле банк «Акрополь» перешел во владение «Яндекса» (который до этого рассматривал приобретение «Тинькофф» в 2020 году); в мае 2021 Ozon купил Оней-банк, ранее принадлежавший «Ашану».
Зачем компаниям такие сделки и влияют ли они на российскую банковскую систему?
Не прибыли ради
В случае со сделкой Ozon и другими примерами выше речь идет о кэптивных банках. Это вид кредитной организации, которую создала или приобрела финансово-промышленная группа или частное лицо, в первую очередь для обслуживания своих интересов (например, льготного обслуживания собственников и закрытого круга клиентов, привлечения средств под проекты и т. п.). Получение прибыли от банковской деятельности в данном случае — задача второстепенная.