РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Кредит у Ozon и BMW: зачем компании cкупают убыточные банки

Финансы и бухгалтерия Статьи Deloitte
«Яндекс» купил себе банк «Акрополь», а Wildberries — «Стандарт-кредит». Зачем компаниям такие приобретения и составят ли они конкуренцию Сбербанку и ВТБ в будущем — рассказывает эксперт Deloitte

Российские компании, далекие от банковской сферы, все чаще покупают локальные банки. В частности, так поступают ИT-гиганты и крупные операторы e-commerce. В феврале 2021 года Wildberries приобрела банк «Стандарт-кредит»; в апреле банк «Акрополь» перешел во владение «Яндекса» (который до этого рассматривал приобретение «Тинькофф» в 2020 году); в мае 2021 Ozon купил Оней-банк, ранее принадлежавший «Ашану».

Зачем компаниям такие сделки и влияют ли они на российскую банковскую систему?

Не прибыли ради

В случае со сделкой Ozon и другими примерами выше речь идет о кэптивных банках. Это вид кредитной организации, которую создала или приобрела финансово-промышленная группа или частное лицо, в первую очередь для обслуживания своих интересов (например, льготного обслуживания собственников и закрытого круга клиентов, привлечения средств под проекты и т. п.). Получение прибыли от банковской деятельности в данном случае — задача второстепенная.