Материал раздела Основной

Даже у Google не всегда получается: как правильно тестировать гипотезы

В 2014-м Google вывела на рынок очки Google Glass, а уже через год закрыла проект. Это яркий пример того, насколько сложно порой проверять продуктовые гипотезы. Но тестирование способно сэкономить время и деньги, уверен Александр Зерин (FINIK Design Lab)
Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Первый массовый эксперимент в носимой электронике — Google Glass — начинался отлично: в 2014 году в «умных» очках позировали принц Чарльз и Бейонсе, а журнал Time назвал их продуктом года. Создатели верили, что подобные устройства начнут вытеснять смартфоны с рынка уже к 2020 году.

Однако рядовые пользователи, заплатившие за новинку по $1,5 тыс., выяснили, что она бесполезна. Google Glass не умели ничего такого, с чем не справились бы смартфон или фитнес-браслет. Тогда глава исследовательской лаборатории Google X Астро Теллер заявил, что в продажу попал не финальный продукт, а лишь прототип. Так или иначе, проверка гипотезы на реальном рынке обернулась убытками, а сам проект заморозили. Полностью избежать ошибок невозможно, но минимизировать их количество вполне реально.

Как формулировать и проверять гипотезы

Гипотезы от идей отличает конкретика: вы должны оперировать понятными результатами, цифрами и репрезентативными данными. «Если изменить цвет кнопки, то конверсия станет выше» ― еще не гипотеза. Добавьте конкретики и получите предположение, которое можно протестировать: «Если добавить на кнопку другой текст и сделать его понятным призывом к действию, то конверсия в заявки вырастет».

Гипотезы могут касаться как качественных показателей ― повышение скорости обслуживания, так и количественных ― увеличение продаж. По сути это алгоритм решения поставленной задачи, определенный сценарий, требующий проверки.