Материал раздела Основной

Что поменять в юротделе, чтобы повысить эффективность. Пять шагов

Изучив опыт крупных компаний, переживших трансформацию юридической функции, эксперт сервиса «Актион Право» рассказывает, какие пять шагов помогут повысить качество юридического сопровождения в современных условиях ведения бизнеса

1. Пересмотреть функции юристов-универсалов

Функциональная специализация и принцип «все заменяют всех» уступают место узкой специализации, но в новых форматах. Кросс-проекты, бизнес-партнеры, плоская структура, ротации внутри функции — малая часть актуальных изменений. Руководители юрдепа сейчас — это управленцы высокого уровня со стратегическим мышлением, часто работают как терапевты: знают, кому с какой проблемой «выдать талончик».

Технические функции. Оформление и учет доверенностей, корпоративных документов, отправка почты, типовые договоры, механическая работа по заполнению форм и бланков — раньше все это делали юристы. Теперь эти функции передают в другие подразделения под чутким руководством коллег. Задача юристов — разработать стандарты и инструкции. Обычно эти функции передают в административный отдел.

Некоторые юрдепы вводят должность администратора, который оформляет нотариальные доверенности, помогает юристам в копировании и сканировании документов, в согласовании стандартных внутренних процедур и т.п. Обновленный функционал нужно закрепить в бизнес-процессах и стандартах работы.

Коллеги размещают на корпоративных ресурсах регламенты, формы стандартных договоров и доверенностей, реестры и досье юридических лиц, проектов. К этому контенту добавляют инструкции работы с юридическими сервисами, новости законодательства. Такие онлайн-сервисы доступны любому сотруднику с компьютера, ноутбука и мобильного телефона в любое время.

Эти изменения позволяют сократить численность юристов, но при этом качество и объем юридических сервисов повышаются. Ресурсы с необходимой информацией для сотрудников компании снимают с юристов часть загрузки: освобождается время, которое коллеги тратили на работу с запросами подразделений на представление документов.

Бизнес-партнеры. Такой формат взаимодействия с компанией может называться по-разному: бизнес-партнеры, работа по направлениям бизнеса, legal-партнеры. Он позволяет максимально плотно взаимодействовать с бизнесом, погружаться в его повестку и влиять на решения. Простыми словами — каждому бизнес-подразделению выделяют юриста-куратора. Он обеспечивает тесную связь между курируемым подразделением и юридической службой. Legal-партнер детально изучает процессы «своего» подразделения. В этом случае бизнес прицельно видит работу юридической функции.