Как развивать hard skills в финансово-экономической службе — кейс
Шаг 1. Подготовка
Матрица компетенций — это список навыков, необходимых сотруднику для работы, которые разделены по уровням сложности. Для каждого уровня прописаны конкретные задачи и действия, которые сотрудник должен выполнить, а также результаты, которые нужно продемонстрировать по окончании очередного этапа.
В первую очередь отвечаем на несколько вопросов.
- Какие конкретные действия сотрудника влияют на его эффективность?
- Как я могу научить сотрудника их выполнять?
- Какой навык за ними стоит?
- Какие навыки требуются в вашей компании для каждой роли и какой срок их освоения приемлем? Например, насколько хорошо аналитик логистики должен уметь анализировать работу интернет-магазина. Или что бухгалтер по основным средствам должен знать про регулярный платежный цикл.
Вы можете решить, что первый уровень компетенций в части платежного цикла предприятия нужен всем в финансовой команде для общего развития, но освоить его необходимо не сразу, а в первые полгода. А вот все последующие уровни этого навыка нужны только ответственному казначею и никому другому.
Следующий шаг — определить, какие навыки можно развивать, а какие должны быть в портфеле компетенций соискателя должности еще при найме на работу. Например, знание первичных документов и рисков неблагонадежных контрагентов можно сделать обязательным требованием к кандидатам. А вот конкретику о процессах компании новый сотрудник осваивает уже после трудоустройства.
Список тех навыков, которые взяты в качестве начальной точки при приеме на работу, становится калькой для собеседования по hard skills. Их проверяем на интервью или добавляем в первичное тестирование. Такую проверку может выполнить даже HR-специалист без вашего участия.
Шаг 2. Составляем матрицу
Я предпочитаю разграничивать навыки бухгалтеров по участкам бухучета, а навыки аналитиков и контролеров — по ветвям бизнеса. Для казначейства ключом становятся бизнес-процессы, например обеспечение текущей ликвидности или анализ и снижение валютных рисков.
Опишу процесс создания модели на примере сотрудника казначейства. Возьмем процесс «Обслуживание регулярного платежного цикла».