Материал раздела Основной
Георгий Ржавин

Четыре болезни роста малого и среднего бизнеса

Многие предприниматели ждут, что когда их бизнес крепко встанет на ноги, у них, наконец-то, высвободится время на стратегические вопросы. Но не тут-то было. Начинаются болезни роста. О наиболее частых рассказывает Георгий Ржавин (GlowByte Consulting)
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

В среднем только 50% компаний доживает до пятилетнего возраста. Аналитики проекта «СберДанные» в исследовании «Устойчивость малого и среднего бизнеса (МСБ) в России» уточнили цифры для России: 64% предприятий МСБ, которые активно работали в январе 2016 года, работают и сегодня.

Когда бизнес только зарождается, усилия предпринимателя направлены на то, чтобы научить его уверенно «ходить», а если повезет, даже «бегать». И вот наступает тот момент, когда бизнес-модель прошла проверку временем и рынком. В этой точке предпринимателя ждет новое испытание — болезни роста.

Чем может «заболеть» бизнес?

Болезнь № 1. Чем больше клиентов, тем хуже качество

Вы долго работали над продуктом, анализировали предложения прямых и косвенных конкурентов, изучали рынок и, наконец, создали продукт, который интересен клиентам. Но неожиданно для себя выясняете, что при росте числа клиентов качество вашего продукта падает. Если своевременно не отреагировать на эту проблему, то клиенты уйдут к конкурентам.

Причина этой болезни кроется в том, что инструменты и подходы к управлению организацией, которые на этапе становления компании работали успешно, не подходят для текущего этапа развития. Например, ранее директор по качеству мог сам проверить каждый заказ перед отправкой, а при текущем объеме заказов — нет. Взаимное согласование в рамках встреч также начинает сбоить при росте клиентской базы. У вас не остается времени на проведение еще одной встречи для решения очередной проблемы.