Неземные риски: чем «компании-пустышки» опасны для космического туризма
Долгие годы топ-менеджеры Virgin Galactic говорили, что пассажирские полеты в космос не начнутся раньше того, как основатель компании Ричард Брэнсон (сейчас ему за 70 лет) совершит собственный тестовый рейс. 11 июля Брэнсон слетал к границе между атмосферой Земли и космическим пространством на орбитальном самолете VSS Unity от компании Virgin Galactic. Примечательно, что это случилось всего за две недели до полета, запланированного основателем Amazon Джеффом Безосом.
Брэнсон и Безос рассматривают свои полеты как символ новой эры в истории коммерческих путешествий в космос. Но Virgin Galactic была первопроходцем отрасли и в других смыслах. В 2019 году компания вышла на биржу при помощи SPAC (special-purpose acquisition company ― компания, созданная специально для слияния с другой фирмой, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. ― РБК Pro), акции которой уже обращались на публичных рынках. Это было еще до того, как такой финансовый маневр стал популярным способом выхода на биржу для рисковых компаний, на этапе, когда они еще не могут позволить себе традиционного первичного размещения.
Поскольку SPAC уже прошла IPO, частные компании, которые объединяются с ней, обходят ряд сложностей, сопряженных с этим процессом, и их финансовые перспективы не подлежат столь же строгому надзору со стороны уполномоченных органов. Это делает слияние со SPAC привлекательным для космических компаний, свершения которых впечатляют инвесторов, грезящих о выходе стартапа в финансовую стратосферу в рекордно короткие сроки.