РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Иван Головко

Лишние передвижения: как избежать двойной уплаты НДС при импорте товаров

Логистика Статьи Kuehne+Nagel
Зачастую импортеры работают по классической схеме — завозят товар в РФ, где часть его продают иностранным контрагентам. Это приводит к двойной уплате НДС — самим импортером и получателем груза. Иван Головко (Kuehne+Nagel в РФ) — о том, как этого избежать
Фото: Pexels
Фото: Pexels

Чтобы избежать двойной уплаты НДС, ряд компаний переходят на альтернативную схему, так называемый косвенный реэкспорт, который позволяет не завозить товар на территорию страны-резидента, а напрямую отправлять его третьему лицу, не пересекая границы России. Предлагаю рассмотреть обе схемы подробнее.

Классическая модель

Классическая схема реэкспорта предусматривает, что юридическое лицо в России ввозит товар на территорию страны-резидента и далее поставляет для перепродажи в третьи страны, например СНГ.

Технически это выглядит так: российская компания заключает контракт с поставщиком из любой страны, оплачивает поставку, товар приходит в Российскую Федерацию на склад, после чего часть его остается там, часть — направляется в страны СНГ. С точки зрения отчетности эта модель привычна, удобна и понятна всем участникам процесса — логистам, специалистам по валютному контролю, бухгалтерам и юристам. Однако при ее использовании возникает несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.

Первый — это двойная уплата НДС в моменте. Сначала импортер уплачивает налог на таможне при ввозе товара в Россию, а затем это делает компания-получатель — после того как товар будет поставлен, например, в Белоруссию. Получается, что примерно раз в квартал в одной цепи поставок уплата НДС происходит два раза, пока контрагент не передаст документы об уплате налога в Белоруссии и эту сумму не возвратят в России.

Второй момент — многократное и бессмысленное перемещение товара из страны в страну. К примеру, сначала логистическая компания доставила товар в Нижний Новгород, а потом — в Минск. Это не логично ни с точки зрения затрат, ни с точки зрения нагрузки на ликвидность компании-импортера. Поэтому есть вторая модель, которую можно назвать трейдерской.

Альтернативная модель