Лишние передвижения: как избежать двойной уплаты НДС при импорте товаров
Чтобы избежать двойной уплаты НДС, ряд компаний переходят на альтернативную схему, так называемый косвенный реэкспорт, который позволяет не завозить товар на территорию страны-резидента, а напрямую отправлять его третьему лицу, не пересекая границы России. Предлагаю рассмотреть обе схемы подробнее.
Классическая модель
Классическая схема реэкспорта предусматривает, что юридическое лицо в России ввозит товар на территорию страны-резидента и далее поставляет для перепродажи в третьи страны, например СНГ.
Технически это выглядит так: российская компания заключает контракт с поставщиком из любой страны, оплачивает поставку, товар приходит в Российскую Федерацию на склад, после чего часть его остается там, часть — направляется в страны СНГ. С точки зрения отчетности эта модель привычна, удобна и понятна всем участникам процесса — логистам, специалистам по валютному контролю, бухгалтерам и юристам. Однако при ее использовании возникает несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.
Первый — это двойная уплата НДС в моменте. Сначала импортер уплачивает налог на таможне при ввозе товара в Россию, а затем это делает компания-получатель — после того как товар будет поставлен, например, в Белоруссию. Получается, что примерно раз в квартал в одной цепи поставок уплата НДС происходит два раза, пока контрагент не передаст документы об уплате налога в Белоруссии и эту сумму не возвратят в России.
Второй момент — многократное и бессмысленное перемещение товара из страны в страну. К примеру, сначала логистическая компания доставила товар в Нижний Новгород, а потом — в Минск. Это не логично ни с точки зрения затрат, ни с точки зрения нагрузки на ликвидность компании-импортера. Поэтому есть вторая модель, которую можно назвать трейдерской.