Хватит «нянчиться»: как излишняя опека руководителя влияет на сотрудников
Эффективное управление персоналом базируется на комбинации из трех составляющих:
- высокий профессионализм начальника;
- умение делегировать полномочия;
- корректное общение с подчиненными.
Однако со вторым и третьим пунктом у руководителей, особенно на начальном этапе, нередко бывают проблемы. По данным исследований, из-за недовольства и конфликтов с боссом готов уволиться каждый третий специалист.
Начальники-«няни» и работники-«дети»
Распространенная ситуация: начальник «завязывает» все рабочие процессы на себя, не доверяет решение задач кому-либо другому, требует точного исполнения своих инструкций. В итоге он либо все делает сам, либо постоянно вмешивается в работу подчиненных, прерывает ее советами и указаниями, не допускает проявления инициативы. Статистика неутешительна: более 50% из 3000 россиян подтвердили, что сталкивались с подобным и считают своего руководителя токсичным.
Нередко «нянькой» становятся приверженцы демократичного стиля управления персоналом. Их девиз: «Сделаем это вместе».
Впрочем, начать играть роль «родителя» могут также начальники, предпочитающие личностно-ориентированный стиль, предполагающий индивидуальный подход к каждому сотруднику. Как правило, это люди с мягким характером, склонные к эмпатии и состраданию.
Не всегда руководитель становится «воспитателем» по своей воле. Его могут вынудить взять на себя эту роль индивидуальные особенности сотрудника. Допустим, подчиненный — профессионал в своем деле, но который негативно влияет на продуктивность коллег: постоянно отвлекает их от работы шутками и разговорами, распускает сплетни, не соблюдает установленные правила. Его начальнику приходится стать «родителем», контролировать сотрудника, проводить беседы.
Бывает другая крайность: подчиненный просит о помощи при малейших трудностях, постоянно ждет похвалы, боится взять ответственность на себя. Обычно так ведут себя те, кто только начал путь по карьерной лестнице.