Великий китайский регулятор: зачем КНР меняет правила игры для бигтех
Правительство Китая с прошлого года серьезно взялось за регулирование онлайн-сферы. Все началось с остановки IPO Ant Group — финансовой «дочки» Alibaba. Ant Group должна была провести крупнейшее в истории размещение и привлечь $34,5 млрд при оценке больше чем в $300 млрд. IPO компании так и не состоялось, в ноябре 2020-го регулятор остановил ее листинг на биржах Гонконга и Шанхая из-за ужесточения политики по выдаче кредитов. Компании пришлось перенести IPO, а самому Джеку Ма оправдываться перед регулятором.
Ant — крупнейшая в мире финансовая компания, она владеет платежной системой Alipay, которая занимает 50% китайского платежного рынка (им пользуются больше 1 млрд человек по всему миру). Ant Group владеет популярным приложением для платежей Alipay. Через него можно купить страховку, инвестиционные продукты, получить кредит. Сама Ant обрабатывает платежей больше, чем Visa и Mastercard вместе взятые.
Ключевой бизнес для компании — микрокредитование и управление финансами. В 2021 году она планировала выдать $290 млрд кредитов, а ее крупнейший в Китае фонд денежного рынка управляет $170 млрд. За пять лет сервисы микрокредитования Ant выросли в монстра, который обеспечивает десятую часть всех потребительских кредитов в КНР. Этот сегмент уже приносит ей 39% выручки. В общем, Джек Ма создал в некотором роде совершенную замкнутую экосистему, где ты и продаешь товары, и сам даешь на эти покупки кредит.
Кредитный бизнес стал камнем преткновения между Джеком Ма и правительством КНР, поскольку построен он был в обход существующего регулирования и злоупотреблял своим положением, чтобы давить конкурентов. C Ant Group и началась волна регулирования. С осени 2020-го правительство Китая успело многое.