Безответственные сотрудники: кто виноват и что делать

Хотите ли вы, чтобы ваши сотрудники стали более ответственными? Если да, то, скорее всего, вы смотрите на ответственность как на ценную для компании и поддающуюся развивающим действиям компетенцию. Но так ли понимают ответственность ваши сотрудники?
Ответственность как компетенция редко обсуждается в экспертном сообществе, так как само понятие настолько широкое, что с ним можно легко угодить в ловушку туманного смысла. Ответственность понимают:
- как обязанность отвечать за свои решения, действия и поступки. В этом смысле показателен Уголовный кодекс: незнание законов, то есть неподготовленность человека, не освобождает его от ответственности;
- волевое качество, определяющее социальную зрелость личности. В этом смысле человек ответственен, потому что готов брать на себя ответственность за себя и других людей.
Ответственность — готовность быть хозяином процесса и результата.
Таким образом, в одном слове совмещаются минимум два смысла: обязанность и личное качество. Но если кто-нибудь считает, что раз человек обязан, то он и готов выполнять эту обязанность, то это великое заблуждение. В первом случае нет оттенков, только «смягчающие обстоятельства». Во втором случае оттенков множество. Потому что:
- один постарается выполнить данное обещание приемлемым или даже наилучшим способом;
- другой присвоит себе последствия не только своего, а может, даже и чужого выбора, то есть возьмет на себя «лишнюю» ответственность;
- третий покажет умение принимать решения в сложных ситуациях, то есть примет ответственность за исход кризиса.
Давайте для начала разберемся, что же именно нужно развивать, если вы хотите видеть своих людей более ответственными.