Материал раздела Основной

Круче, чем KPI: как мотивировать сотрудников на суперамбициозные цели

Обычно сотрудники боятся перевыполнить KPI. Причина этого — страх получить более высокие показатели, не справиться и остаться без премий. Андрей Бадин (Project Service) — о том, как это исправить и добиться от компании прорывов

Уже несколько десятков лет компании пытаются внедрить систему KPI и привязать ее к мотивации сотрудников, чтобы повысить их результативность и ускорить рост компании. Но вместо этого получают весьма умеренный рост и уступают новым игрокам. Мотивация через KPI работает слабо. Что с этим делать? Использовать связку Мотивация 3.0 + OKR (систему целеполагания для прорывов).

Проблемы связки Мотивация 2.0 + KPI

Дэниел Пинк в книге «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует» рассказывает о трех системах мотивации:

  • Мотивации 1.0 — когда ее используют, то поведение людей определяется потребностями выживания.
  • Мотивация 2.0 строится на том, что люди стремятся к получению удовольствия и избегают наказания, поэтому к ним необходимо применять силу (кнут и пряник).
  • Мотивации 3.0, в которой движущей силой выступают внутренние порывы людей.

KPI работает в связке с Мотивацией 2.0, которая основана на внешней мотивации кнута и пряника. Выполнил показатель — даем пряник, не выполнил — бьем кнутом.

В этой философии — основная проблема системы. Сотрудники всеми силами добиваются небольшого увеличения KPI (на 10–20% выше прошлогодних), чтобы гарантированно получить свои бонусы. Тот, кто сделает больше, станет изгоем в коллективе, ведь после этого всем будут поставлены более высокие показатели. В результате ни компания, ни сотрудники не прогрессируют.