РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Когнитивное искажение, из-за которого мы необъективны к людям

Менеджмент Инструкции Reminder
Люди бессознательно блокируют информацию, которая не соответствует их убеждениям. Как бороться с этим когнитивным искажением?
Фото: Pexels
Фото: Pexels

Почти в каждом классе каждой школы у учителей есть свои любимчики и ученики, которые числятся в отстающих. Первых поощряют, что бы они ни сказали, вторым может достаться даже за то, что сошло бы с рук всем остальным. Та же ситуация повторяется во многих компаниях: бывает, что начальник симпатизирует одному подчиненному и постоянно недоволен другим, хотя наблюдателю со стороны кажется, что первый не такой уж гениальный работник, а второй отлично справляется.

Несправедливо? Пожалуй, но учитель и менеджер необязательно выбирают любимчиков и нелюбимчиков сознательно. Зачастую это происходит помимо их воли и вопреки стремлению быть беспристрастным.

Одно из объяснений в том, что человеку в принципе свойственно реагировать не на всю, а только на часть информации из окружающего мира. Чтобы не утонуть в огромном потоке внешних стимулов, наше сознание опирается на те идеи, воспоминания, интересы, страхи и желания, которые у нас есть, и фокусируется прежде всего на том, что можно со всем этим связать. Нерелевантная информация имеет все шансы пройти мимо незамеченной.

Такую склонность человека придавать значение тому, что отвечает его ожиданиям, и игнорировать остальное называют селективным восприятием. Из-за этой особенности учитель может случайно обратить внимание на ученика в начальном классе (может быть, он первым дал правильный ответ или его фамилия похожа на фамилию знаменитости), а потом — в зависимости от того, каким было первое впечатление — относиться к нему так или иначе все оставшиеся школьные годы.

Существует два типа селективного восприятия.

1. Перцептивная бдительность — когда люди замечают информацию, значимую для них. Если мы думаем о покупке машины, мы обращаем больше внимания на рекламу автомобилей; когда покупаем новый автомобиль — вдруг замечаем, как много таких же машин на улицах.