Материал раздела Основной
Согласно новым правилам госконтроля (Федеральный закон № 248-ФЗ) контролирующие органы теперь будут обращать внимание на меры, с помощью которых бизнес снижает свои регуляторные риски — предотвращает нарушения и сопутствующий вред. С учетом эффективности этих мер будет оцениваться добросовестность бизнеса. Таким образом, в поле зрения госконтроля попадут корпоративные системы управления рисками и внутреннего контроля, обеспечивающие соответствие законодательству, то есть системы комплаенса.
Организовать такие системы для соблюдения любого законодательства обязаны лишь некоторые типы компаний, например публичные акционерные общества, банки и страховщики. Для большинства представителей бизнеса необходимо снижать риски нарушения законодательства только в отдельных сферах, например в рамках внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни или антикоррупционного комплаенса. Первую из этих систем обязательно организовывать во исполнение законодательства о бухучете, вторую — законодательства о противодействии коррупции.
Ряд законов прямо указывает на добровольность снижения регуляторных рисков в некоторых сферах. Это, к примеру, касается антимонопольного комплаенса. Согласно законодательству о защите конкуренции бизнес вправе, но не обязан интегрировать эту систему в структуру своего управления.
Для тех компаний, которые уже активно практикуют комплаенс, реформа госконтроля поможет упростить, а следовательно, удешевить его механизмы и снизить таким образом затраты на соблюдение законодательства. Остальных представителей бизнеса реформа должна подтолкнуть к тому, чтобы задуматься об интеграции комплаенса в систему своего управления: структурированный подход к исполнению законов сократит для них сопутствующие траты.