Материал раздела Основной

Как понять, что подрядчик в интернет-рекламе вас обманывает — 4 схемы

Эксперты интернет-рекламы выделяют четыре популярных вида фрод-схем (от англ. fraud — «мошенничество») со стороны подрядчика: боты, клик-фермы, махинации с рекламными объявлениями, сокрытие данных. Как их вычислить, рассказывает Мария Иванова (Bquadro)
Фото: Matilde Campodonico / AP
Фото: Matilde Campodonico / AP

В первом квартале 2021 года, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), сфера интернет-рекламы показала максимальный рост — на 14%. Сегодня на эту сферу приходится фактически половина всего российского рекламного рынка.

Вместе с объемом увеличивается и количество случаев использования мошеннических схем. В результате: заказчик теряет деньги и веру в интернет-рекламу, упускает возможную выгоду, а честным специалистам сложнее выстроить коммуникацию с пострадавшим и объяснять, что они «не такие».

Можно выделить четыре самых популярных вида мошенничества в интернет-рекламе.

Боты или ботоводство

Пожалуй, одна из самых распространенных и при этом легко вычисляемых схем.

Бот — это специальная программа, которая автоматически выполняет определенную цель. Это может быть клик по рекламным объявлениям, переход на сайт, выполнение других целевых действий (клик на кнопку «Заказать», просмотр страницы и т.д.). В некоторых случаях они имитируют поведение реальных пользователей по заданным параметрам.

В итоге клиент получает красивые цифры в отчетах, но реальных заказов и клиентов нет. Как и прибыли.

Как вычислить.

  1. Трафик и клики есть, заявок с сайта нет.
  2. На сайте аномально резко вырос трафик.
  3. Слишком высокий CTR. К примеру, стандартные показатели в рекламе на поиске — 1–9%. Если CTR сильно превышает эти показатели, стоит ознакомиться со статистикой поглубже.
  4. Неадекватная карта пользовательского пути. Пользователь переходит со страницы на страницу с непонятной логикой или слишком быстро.