Материал раздела Основной

Собственник и топ-менеджеры: как разделить зоны ответственности

Предприниматели часто хотят выйти из операционки, но не умеют делегировать обязанности. Дело в том, что им трудно разделить роли собственника и топ-менеджеров. Сергей Краснов, сооснователь «Нескучных финансов», — о том, как это сделали в его компании

Предприниматели, которые не понимают до конца перечень и суть своих обязанностей, рискуют все время заниматься «тушением пожаров» и работать 24/7. Ведь если в компании нет ответственного за какую-то область деятельности — заниматься ею или не будет никто, или придется владельцу.

Хочется, конечно, другого — построить компанию с четкой структурой, где у каждого своя зона ответственности. Собственник же занимается стратегией и развитием бизнеса.

Первый шаг к этому — понять, какие задачи точно входят в обязанности собственника, а какие можно передать топ-менеджерам.

Роль владельца: продумывает стратегию и цели компании

Собственник заинтересован в постоянном развитии компании и повышении востребованности ее продукта. Если говорить цинично, то ему в первую очередь важна рентабельность собственного капитала. Он вложил в бизнес деньги и ждет, что они вернутся ему с процентами. Вот что владелец компании делает для достижения своей цели.

1. Определяет миссию и стратегию

Дает ответы на два фундаментальных вопроса: зачем мы работаем и как мы выполняем нашу миссию?

Миссия — это главная цель бизнеса, а стратегия — своего рода идеальная картинка бизнеса, то, как мы достигаем миссии. Стратегия отвечает на такие вопросы, как:

  • по какой модели мы работаем;
  • на каких рынках присутствуем;
  • сколько сотрудников нам нужно?

Так, основные пункты нашей стратегии — это создание ИТ-платформы, привлечение финансовых директоров-партнеров для оказания услуг, работа с русскоязычными предпринимателями в РФ и за рубежом.

Сформулируйте миссию и стратегию компании, обсудите ее с ключевыми сотрудниками и утвердите. Представьте миссию и стратегию в доступной форме и ознакомьте с этими документами сотрудников. Проведите общее собрание или вебинар, регулярно продвигайте миссию и стратегию компании.

2. Ставит цели по компании

Эти цели могут лежать в разных сферах: размер чистой прибыли, заданное число сотрудников и клиентов, выход на новые рынки и т.д. В зависимости от возраста компании, специфики бизнеса и навыков планирования цели можно ставить на месяц, год или пять лет.

Мы пока ставим цели на год. В январе прошла сессия планирования года, на которой приняли цели на 2021 год: