Не черная метка: как внедрять цифровую маркировку продукции
Маркировка по-русски
Эксперименты закончились. В России уже обязательна маркировка для меховых изделий, табака, трикотажа, парфюмерии, фотоаппаратов, автомобильных шин, обуви, лекарств, мороженого и сыров. Рано или поздно это коснется большинства товарных категорий. После переходного периода производители не смогут игнорировать требования государства. Иначе они рискуют понести административную ответственность, а в некоторых случаях и уголовную. Например, если стоимость обнаруженных без маркировки товаров превысит 1,5 млн руб.
Решить эту задачу бизнесу помогут системы прослеживаемости цепочек поставки (Supply chain traceability). Они позволяют фиксировать все этапы движения товаров от самых ранних фаз производства (ферма, фабрика, завод) до конечного потребителя. В них можно заказывать коды маркировки, наносить цифровые метки (Data Matrix) и регистрировать данные в государственных информационных системах. Такой подход позволяет сократить распространение контрафакта, а также обеспечить прозрачность в отношениях между участниками цепочки поставок.
Зачем это все?
Разберемся на примерах из практики. По данным Discovery Research Group, до появления маркировки объем российского рынка обуви оценивался в 329 млн пар. После ее внедрения он существенно вырос: было выпущено более 2 млрд кодов для маркировки в рамках этой товарной группы. Аналогичная ситуация с табаком: маркировка позволила выявить на 30% больше производителей, чем было «видно» на рынке ранее.