РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Лучший интерфейс — его отсутствие. Правда или миф?

Дизайн Статьи Александр Калашников
Сервис должен быть удобным. Поэтому бизнес старается сократить количество действий, необходимых пользователю, чтобы достичь цели. Александр Калашников — о том, как такой подход помогает зарабатывать Google и «Яндекс» и почему IKEA нарушает это правило
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Есть такая популярная фраза: «Лучший интерфейс — его отсутствие». Идея в том, чтобы позволить пользователю решить свою задачу максимально естественно. Яркий пример такого подхода — технология Keyless-Go, благодаря которой владелец автомобиля может открыть и запустить его, не вставляя ключ в замок зажигания. Однако в реальности отказаться от интерфейса зачастую невозможно, поэтому бизнес старается сделать так, чтобы пользователь решил свои задачи минимальным количеством кликов. Это действительно работает, но отнюдь не всегда и не для каждого.

Zero-click-выдача

У Google и «Яндекс» есть специальные модули, которые отображают ответ на запрос прямо в выдаче. Их называют «блоками знаний» или «колдунщиками». Например, если вбить в поисковую строку словосочетание «погода в Москве», то в верхней части страницы появится блок с прогнозом на несколько часов или дней. Благодаря этой функции пользователь может получить ответ на свой вопрос, сделав минимум кликов.

Теперь давайте взглянем на ситуацию со стороны сайта, откуда поисковик взял данные о прогнозе погоды. Он, так же, как и условный «Яндекс», зарабатывает деньги на рекламе, однако из-за «блоков знаний» трафик уменьшился. Так, по данным сервиса Similarweb, популярный сайт weather.com, откуда Google берет сведения о погоде, теряет около 85% пользователей из-за так называемых zero-click-запросов. Схожая ситуация и у «Википедии». Например, 71% тех, кто гуглит «Фредди Меркьюри», не переходят по ссылкам на статью в интернет-энциклопедии.