Онлайн в офлайне: как Amazon и Walmart «подружились» с индийскими лавками
Магазинчик Нагараджу Бхоганатама в Бангалоре занимает не более 200 кв. футов (18,5 кв. м) и до потолка набит товарами. Пузатые джутовые мешки с рисом и чечевицей прислонены к наполненным доверху корзинам арахиса и красного сушеного чили, а также глыбам пальмового сахара. На полках теснятся смеси специй для масалы (популярный в Индии чайный напиток. — РБК Pro), бутылки с медом, пахучая смола асафетиды, а также чистящие средства, кондиционеры для волос и растворимый кофе. В углу помещается полка с тряпками, метлами и прочими приспособлениями для уборки.
Этот магазинчик в сердце густонаселенного района у ворот Ченчегатта — одна из более 20 млн частных лавочек, которые здесь называют киранами. В Индии это константа местной торговли уже много десятков лет, хотя в большей части мира подобные маленькие предприятия уже давно вытеснены крупными сетями наподобие Walmart и Amazon.
Но в Индии кираны остаются неотъемлемой частью повседневной торговли — в них совершается до 90% розничных покупок. Во время мощной волны коронавируса в апреле-мае именно там закупались необходимыми продуктами 1,3 млрд индийцев. Теперь такие магазинчики становятся ключевыми партнерами для Amazon, Reliance Industries Мукеша Амбани и сервиса электронной коммерции Flipkart, принадлежащего Walmart. Эти компании борются за лидерство на рынке розничной торговли Индии, который оценивают более чем в $1 трлн.