РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

«Зеленые» и злые: чего добивается новое поколение инвесторов-активистов

Инвестиции Статьи The Economist
Новое поколение инвесторов-активистов охотится на компании, уделяющие недостаточное внимание ESG-критериям. Пока одни считают такой подход продуктивным, другие опасаются, что он может навредить финансовым показателям самих компаний
Фото: Feng Li / Getty Images
Фото: Feng Li / Getty Images

В арсенале инвесторов-активистов есть несколько характерных методов, с помощью которых они добиваются своего. Во-первых, телефонный звонок, уведомляющий руководителя какой-либо компании о том, что звонящий приобрел ее акции. Во-вторых, презентация, в которой перечислены все провалы, за которые этот руководитель, предположительно, несет ответственность.

Когда «хищник» и «жертва» встречаются в первый раз, грозным предупреждением могут стать и невербальные сигналы. Например, в 2015-м, когда хедж-фонд Trian Partners приобрел за $2,5 млрд долю в конгломерате General Electrics, его основатели Нельсон Пельц и Эд Гарден пришли на первую встречу с руководителем компании Джеффом Иммельтом в костюмах и кроссовках. «Эта нота неформальности усилила их власть. Среди предметов изобразительного искусства [выставленных в штаб-квартире GE], кроссовки напоминали об их независимости», — писали репортеры Wall Street Journal в книге Lights Out.

Легко быть циничным по отношению к такой расчетливой демонстрации власти. Некоторые считают, что инвестиционный активизм — это иллюзия, и хедж-фонды громко призывают руководителей делать то, что они собирались сделать в любом случае. Последние же используют активистов как прикрытие для непопулярных мер: например, для продажи активов или сокращения штата.