Выживают только параноики: как переломный момент превратить в точку роста
Чтобы увидеть возможности для развития, важно понимать, в какой точке находится бизнес, а также суметь грамотно переориентировать стратегию. Но часто мы находимся в плену внутренних KPI: нам кажется, что мы успешны, но на самом деле внешняя среда динамично меняется и наш продукт становится менее востребованным.
В 2007 году после представления первого IPhone руководство Blackberry, в то время лидера рынка, собрало внеплановую встречу, которая, однако, не повлияла на стратегию компании. Через 10 лет после выхода гаджета Apple доля смартфонов Blackberry сократилась до нуля.
В менеджменте есть термин «стратегически переломный момент» (Strategic Inflection Point). Это понятие ввел глава Intel Эндрю Гроув. В своей книге «Выживают только параноики» он описал шесть сил, имеющих огромное влияние на бизнес. Это конкуренты, клиенты, поставщики, потенциальные конкуренты, «попутчики» — комплементоры, а также «десятикратные силы» — события, которые переворачивают рынок.
К последним я бы отнес пандемию, которая усилила и изменила существующие экономические тренды. Благодаря ей, например, доля интернет-продаж выросла больше, чем в два раза.
В какой-то момент такие силы требуют от компании смены стратегии, и это приведет либо к успеху, либо к катастрофе.