РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Сердцебиение организации: как добиться максимальной отдачи от совещаний

Менеджмент Инструкции Bain & Company
Топ-менеджеры компаний посвящают совещаниям более двух дней в неделю. Чтобы это время не было потрачено впустую, аналитики Bain советуют определить цель совещаний, а потом разделить их на две категории — управление текущим бизнесом и его изменение
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Первый закон термодинамики гласит: энергия не возникает и не исчезает, а только передается от одних тел другим или превращается из одной формы в другую. Большинство топ-менеджеров могут найти в своем календаре встречи, способные опровергнуть это правило. Сегодня совещания выглядят и воспринимаются иначе, чем до пандемии («У вас выключен звук!»). Тем не менее они все еще остаются основной площадкой для обмена информацией, совместной работы, сбора вводных, мониторинга результатов и принятия решений высшим руководством.

Если совещание организовано правильно, то это крайне эффективная площадка для здоровых дискуссий. На ней руководители могут согласовать действия, подтвердить обязательства по таким действиям и призвать друг друга к ответственности. В совокупности совещания составляют вместе операционный ритм, который превращается в своего рода сердцебиение организации.

Руководители тратят много времени на участие в совещаниях и еще больше — на подготовку к ним. Как показали исследования Bain, в среднем руководитель высшего звена посвящает совещаниям с тремя и более коллегами больше двух дней в неделю, а по организации в целом на совещания уходит 15% совокупного рабочего времени. Аналитики посмотрели на общий «волновой эффект» регулярного совещания, на котором высшее руководство одной организации рассматривало результаты работы. Выяснилось, что на его планирование и подготовку уходит порядка 300 тыс. часов в год. Исследование также выявило прямую связь между тем, как в компании организованы совещания, и тем, какую долю рынка оно занимает. Помимо этого обнаружилось, что отношение сотрудников компаний к совещаниям коррелирует с уровнем их удовлетворенности работой.