РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Инвестиции
Вероника Жукова

Что мешает социальному проекту получить финансирование — 5 причин

Инвестиции Инструкции Sber Private Banking
Импакт-инвесторы готовы поддерживать проекты, которые, с одной стороны, делают мир чуть лучше, а с другой — генерируют доход, но в этом диалоге предприниматели часто допускают ошибки. Разберемся, почему инвесторы отказывают в финансировании и что делать
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Причина № 1. Продажа коммерческого проекта под социальный

Тема ESG (Ecology, Social, Governance) сейчас находится в топе информационной повестки. И это очень понятно — подсвечивать любое «эко» и «социо» в вашем проекте, чтобы выделиться на общем фоне. Но термины ESG в презентации — это еще не гарантия, что проект окажется «импактом».

Импакт-инвестирование — инвестиции, направленные на социальные изменения. Социально-преобразующие инвестиции относятся к инвестициям «в компании, организации и фонды с целью создания измеримого, общественно или экологически полезного воздействия, а также для получения финансовой отдачи». Термин впервые был использован фондом The Rockefeller Foundation в 2007 году.

Например, к нам в Impact Investing Club приходили молодые предприниматели, которые готовы были взять на себя переработку использованных батареек. Все было отлично — и презентация, и ее подача, и финансовые расчеты, но все же мы не смогли поддержать ребят.

Основатели пытались выдать честный коммерческий проект (очень неплохой) за «эко». Они не очень глубоко погрузились в проработку всего процесса переработки, не изучили, какое воздействие на решение конкретной проблемы их проект сможет оказать.

Или же другой пример — проект по перепродаже ненужной одежды. С одной стороны — это про reuse, что экологично. С другой стороны, для основателей на первом месте стояли именно финансовые показатели проекта, целевое экологическое воздействие не было продумано и оцифровано, а значит являлось не главным, а все же побочным продуктом проекта. Проект несомненно будет успешен, текущие ожидания потребителей явно связаны с этой областью, но основатели посчитали, что на данной стадии развития это все же коммерческий проект, нежели импакт-проект.

Как импакт-инвесторы мы хотим увидеть от основателей квантифицированный импакт, понимание, как их модель бизнеса может изменить систему потребления. Если вы ставите цель заработать деньги на перепродаже одежды, вы будете выстраивать свою бизнес-модель одним способом, а если вы хотите внедрить систему ресайклинга, то это будет иная модель, где иначе будет организована сортировка, продажа, работа с клиентом. В конце-концов, у вас будет иная маржа.

И это нормально — хотеть заработать денег, но также нормально — выстроить импакт-модель. Основатели должны честно признаться как себе, так и инвесторам, по какому пути они идут и во что верят.

Причина № 2. Нежелание брать ответственность за финансовую сторону бизнеса