Маск, Безос и Брэнсон рубятся на рынке космического туризма. Кто победит
Борьба на рынке космического туризма обостряется — 22 мая, за месяц до первого запланированного пилотируемого запуска ракеты Blue Origin, свой корабль успешно испытала Virgin Galactic. А уже 11 июля в космос должен полететь ее основатель — сэр Ричард Брэнсон.
Соперничество за звание первопроходца в доставке туристов в космос развернулось среди компаний, возглавляемых миллиардерами, за плечами которых стоят всемирно известные бизнес-империи, — Ричардом Брэнсоном, Джеффом Безосом и Илоном Маском. Разбираемся, кто в итоге должен оказаться победителем в их противостоянии.
Рынок космического туризма уже оценивается в сотни миллионов
В 2019 году объем мирового рынка космического туризма составлял $753 млн. По прогнозам 360 Research Reports, к концу 2026 года он достигнет $2,2 млрд со среднегодовым темпом роста 16,3%. UBS считает, что рынок космического туризма, как суборбитального, так и орбитального, к 2030 году будет оцениваться в $3 млрд.
А консалтинговая компания, занимающаяся космической отраслью, Northern Sky Research прогнозирует, что к 2028 году рынок суборбитальных полетов достигнет объема $2,8 млрд с общим доходом $10,4 млрд в течение следующего десятилетия, в то время как орбитальный рынок составит $610 млн с общим доходом $3,6 млрд в течение следующих десяти лет.
Помимо компаний, которые производят и запускают космические корабли, на этом рынке еще работают агентства, организующие космические путешествия. Первым космическим туристом стал бизнесмен Деннис Тито, отправившийся на МКС 28 апреля 2001 года за $20 млн.
Исследование Cowen показало, что потенциальными клиентами для сегмента суборбитального туризма являются примерно 2,4 млн человек с капиталом более $5 млн.
Орбитальные полеты — полеты в пространстве низкой околоземной орбиты (НОО), выше 160 км от поверхности планеты. Для сравнения: Международная космическая станция (МКС) находится на высоте около 400 км от поверхности Земли. Для достижения этого уровня необходимо на минимальной высоте достичь первой космической скорости (7,91 км/с) в горизонтальном направлении. Туристы проводят в космосе дни или даже недели.
Суборбитальные полеты — полеты по баллистической траектории, не достигающие НОО. По разным классификациям, суборбитальным космическим считается полет с высотой от 80–100 км. Туристы проводят в космосе несколько минут.
Интересно, что Маск, Безос и Брэнсон создали аэрокосмические компании примерно в одно время — в начале 2000-х. Однако SpaceX с этих пор ярко заявила о себе в космической индустрии, в то время как Virgin Galactic и Blue Origin только делают на рынке первые шаги.
Virgin Galactic Ричарда Брэнсона
- Год основания: 2004
- Статус: публичная компания
Главное отличие Virgin Galactic от конкурентов в том, что она сконцентрирована непосредственно на сегменте космического туризма: платной доставке желающих в космос и обратно. Летать корабли компании будут в суборбитальное пространство. У Брэнсона есть еще одна космическая компания — Virgin Orbit, занимающаяся запуском малых спутников к орбите Земли.
Ричард Брэнсон — британский предприниматель, основатель Virgin Group, в которую входят несколько сотен компаний из различных сегментов. До создания аэрокосмического бизнеса он уже владел собственной авиакомпанией. Virgin Galactic была основана после покупки компании SpaceShipOne, построившей первый многоразовый космический корабль.
Кроме того, Virgin Galactic использует особый метод запуска кораблей: он осуществляется не с земли, как это происходит в случае с ракетами. Космоплан поднимается на высоту на широком двухфюзеляжном реактивном самолете WhiteKnightTwo. По достижении необходимой высоты корабль отделяется и несколько секунд парит. После этого запускается ракетный двигатель космоплана и начинается его почти вертикальный подъем на высоту около 100 км. Когда корабль достигает необходимой высоты, пассажиры могут посмотреть на Землю из космоса.
Корабли Virgin Galactic — многоразовые. Компания стремится сделать запуски более экономичными и экологически безопасными, насколько это возможно в случае с аэрокосмическими технологиями.