Франчайзинг похож на айсберг — кажется, надо упаковать бизнес, описать процессы и открыть продажи. Это лишь 5% задач, еще 95% всплывают потом. Какие важные шаги обязательно сделать до запуска франшизы, рассказывает Сергей Дегтярев (холдинг Franch.Global)
Шаг № 0. Аудит своего бизнеса
Если вы решили масштабировать свой бизнес по франшизе, важно быть честным с самим собой и разобраться: действительно ли у вас готовый бизнес с ценным уникальным продуктом и выстроенной моделью продаж, или вы пока еще стартап?
Есть три критерия проверки:
- У вас имеется ценный продукт заданного качества. Клиенты готовы платить за этот продукт без всяких объяснений и приукрашиваний с вашей стороны, а вы готовы поставлять его всегда одинакового качества, не лучше и не хуже. Если на производстве высокая доля брака, например 20% — сначала придется ее сильно снизить, иначе при масштабировании это сильно ударит по репутации и дальнейшим продажам.
- Вам не приходится каждый месяц «изобретать велосипед» для для поддержания продаж хотя бы на минимальном уровне. У вас выстроена воронка, и вы четко понимаете, сколько нужно вложить в рекламу, чтобы получить определенный доход.
- Вы можете точно спрогнозировать помесячный план по доходам и расходам на год. Есть предсказуемые доходы и учтена возможность непредвиденных расходов, с которыми вы еще не успели столкнуться.
Если у вас нет сформированной бизнес-модели (а франчайзинг — это передача товарного знака плюс рабочая бизнес-модель), вы просто обманываете людей, продавая то, чего нет. Не тешьте себя иллюзией, что выведете свой бизнес на стабильный доход в процессе продаж франшизы. На этом этапе у вас уже не будет времени и ресурсов, чтобы залатать все дыры и исправить недостатки.