Материал раздела Основной

Треугольник мошенничества: шесть способов раскрыть махинации менеджеров

Ситуации, когда сотрудники крадут у компании, далеко не редкость, а стоят за ними часто самые лояльные ей топ-менеджеры, работающие долгие годы. Антон Аважанский и Лилия Юрчак (Alvarez & Marsal) — о том, как разоблачить даже самых осторожных из них

Ключевой элемент любой мошеннической схемы вне зависимости от степени ее изощренности — социально-психологический фактор. Специалисты, работающие в сфере расследования корпоративного мошенничества, оперируют ставшим уже классическим понятием треугольника мошенничества. Он имеет три угла.

  1. Давление. К сожалению, меркантилизм в той или иной мере присущ даже лучшим из нас, именно с него все и начинается. «У соседа машина лучше», «у друга дом выше» — такое проецирование можно подвести под общее желание лучше жить. Это и есть давление — внутренний эмоциональный прессинг в отношении уровня доходов, стиля, образа жизни. Иногда давление идет снаружи — потребности семьи или болезни близких родственников.
  2. Возможность договориться с кем-то, сделать все самому или обойти контроль. Как правило, найти ее совсем не сложно.
  3. Рационализация, или самооправдание. Человек убеждает себя, что он, например, забирает то, что и так заработал, или что так делают все остальные.

Эти тезисы отвечают на вопрос, почему сотрудники мошенничают. Теперь расскажем, как с этим бороться.

Модель угроз и сетка контроля

Любая система риск-менеджмента начинается с построения модели угроз. Она специфична для каждой отдельно взятой отрасли, компании и даже подразделения. Говоря примитивным языком, для банка актуальны риски вывода через финансовые инструменты, а для застройщика — через манипуляции объемами песка и бетона. Естественно, на практике все намного глубже, так что без детального понимания модели продвинуться будет трудно.

Модель угроз представляет собой градацию рисков по вероятности и глубине негативного эффекта.