Если твой бизнес сезонный, то избежать кассовых разрывов сложно. Либо работаешь два квартала в год, но без выстроенной оргструктуры, либо круглый год держишь полный штат сотрудников. Марина Дяченко (ГК «Бизнес Эксперт») — о том, как не впасть в крайности
Сезонный бизнес как проект
Первое, что нужно сделать на этапе планирования бизнес-модели, — отнестись к сезонному бизнесу как к проекту. Предположим, вы решили продавать детские новогодние подарки. Для того чтобы вычислить себестоимость этого проекта, нужно рассчитать прибыль, которую вы планируете получить по окончанию сезона, и издержки, которые уйдут на его реализацию.
Плюс вы обязаны выделить денежные средства в размере 15% (минимум 10%) на дополнительные расходы. Сюда в первую очередь можно отнести:
- удорожание продукции/сырья — например, в связи с инфляцией один сорт конфет с 200 руб. за килограмм подорожал до 205 руб.;
- утерю и повреждение новогодних подарков при транспортировке;
- непредвиденные затраты на смену поставщика и т.д.
Точку безубыточности проекта можно рассчитать так: