РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Перейти в календарь

Как планировать спрос: опыт крупнейших ретейлеров

Логистика Конференции Novo BI
Впервые на РБК Pro?
Зарегистрируйтесь. Первый месяц подписки – бесплатно!
На этой странице 8 июня прошла трансляция первой в России конференции по планированию спроса Supply & Demand Planning Conference. С докладами выступили эксперты из «Пятерочки», Dodo Pizza и другие.

Мероприятие особенно полезно собственникам бизнеса, директорам по логистике, supply chain менеджерам, руководителям планово-экономических отделов и экспертам планирования запасов и управления цепями поставок.

Ключевые темы

  • Внедрение S&OP в ретейле: сложности и перспективы развития.
  • Формирование политики по запасам и отгрузкам: работа с рисками и возможностями.
  • Потенциальные бенефиты от предиктивной аналитики и big data.

Программа

09:50–10:00 мск — Открытие конференции. Фокус на планирование

Cпикеры

  • Организатор конференции, генеральный директор и сооснователь NOVO BI Евгений Непейвода.
  • Организатор конференции, генеральный директор SCM Akademy Артем Рогов.

10:00–11:00 мск — Отношения ретейлеров и производителей в цепи поставок на российском рынке

  • Первый релиз результатов ежегодного опроса ретейлеров и производителей за 2021 год.

Спикер

  • Дмитрий Севалкин, региональный менеджер Advantage.

11:00–11:40 мск — Внедрение S&OP в ретейле: сложности и перспективы развития

  • Пилотный проект по внедрению процесса S&OP в федеральной торговой сети «Пятерочка».
  • Как этот тренд скажется на работе поставщиков с сетями и к чему готовиться производителям.

Спикеры

  • Капранова Марина, начальник управления по планированию пополнения категорий ФТС «Пятерочка».
  • Юлия Сердюк, руководитель направления по взаимодействию с поставщиками ФТС «Пятерочка».

12:20–13:00 мск — Формирование политики по запасам и отгрузкам. Работа с рисками и возможностями

Спикеры

  • Дмитрий Алексеев, региональный менеджер по оперативному планированию в Coca-Cola HBC.
  • Наталья Долгая, менеджер центра планирования передового опыта, Coca-Cola HBC.

13:40–14:20 мск — Потенциальные бенефиты от предиктивной аналитики и big data

  • Кейс Dodo Pizza: как первый в России представитель сегмента HoReCa использовал большие данные и искусственный интеллект для планирования заказов поставщикам.

Спикер

  • Евгений Леонтьев, руководитель службы логистики Dodo Pizza.

15:00–15:40 мск — Сквозное планирование в Doehler Group

Спикер

  • Олег Агулов, глава отдела по управлению поставками Doehler Group в СНГ.

15:40–16:00 — Оперативное планирование производства для производителей товаров повседневного спроса (FMCG) и потребительских товаров (CPG)

Спикер

  • Антон Кулаев, управляющий партнер «Райтек».

16:20–17:00 мск — Автоматизация планирования производства как важный элемент гибкости цепей поставок в скоропорте

  • Как автоматизировать планирование и свести к нулю списания по скоропорту.
  • Как не «сливать» продукцию с истекшим сроком годности без наценки.

Спикер

  • Владимир Акименко, директор по логистике торговой компании «Ресурс-Волга» (входит в группу агропредприятий «Ресурс»).

17:00–17:40 мск — Как интегрированная система прогнозирования спроса помогает гиганту FMCG-дистрибуции России и СНГ экономить сотни миллионов ежегодно

Спикер

  • Дмитрий Фризен, заместитель директора по логистике по управлению товарными запасами «Алиди».

17:40–18:20 мск — Потенциал в коллаборации с клиентами и поставщиками

Спикер

  • Иван Канаев, директор по клиентскому сервису региона Восточная Европа в «Балтике».

18:40–19:00 мск — Объединение поставщиков и клиентов в e-com на последней «миле» через общую платформу

  • Главные критерии комфортной доставки по мнению клиентов.
  • Почему экспресс-доставка нужна была всем еще вчера.

Спикер

  • Анастасия Щеблякова, руководитель по работе с ключевыми клиентами сервиса «Доставка Яндекс Go».

Итоги

В ходе конференции по планированию Supply & Demand Planning Conference крупнейшие российские ретейлеры и FMCG-производители рассказали, какие изменения назрели в прогнозировании спроса и планировании поставок после начала пандемии, когда пустые полки магазинов стали поводом для паники населения.

Главные тренды планирования спроса и поставок 2021

  • Обмен информацией между производителями и ретейлерами;
  • Использование технологий на основе Big Data и ML для прогнозирования спроса.

Использование единых цифровых инструментов для обмена информацией и планирования спроса позволяет поставщикам и ритейлерам решить проблему дефицита операционного времени и согласованности планов. Подобные решения с искусственным интеллектом и машинным обучением могут спрогнозировать, какие товары будут более востребованы в определенную неделю или даже конкретный день. Это самый эффективный и простой способ наладить прозрачный и эффективный контакт между участниками цепей поставок.

Исследование «Advantage Россия»

Совместное планирование ретейлеров и поставщиков в России страдает от разрыва между коммерческими планами, планированием поставок и фактическими заказами. Это связано тем, что целевые показатели в планировании отделов разнятся, и с разобщенностью соответствующих информационных систем. Интеграция систем планирования — большой вызов и одновременно возможность для игроков рынка. Об этом свидетельствуют результаты опроса ретейлеров и производителей, проведенного в апреле 2021 года компанией Advantage. О нем рассказал генеральный директор Advantage в России Дмитрий Севалкин.

Алкогольная сибирская группа

Алкогольная сибирская группа представила результаты пилота по сквозному прогнозированию продаж с полки до отгрузки на распределительные центры. Компания построила свой план продаж, опираясь на прогноз продаж с полки ретейлера. Несвязанность этих планов всегда была головной болью FMCG-производителей — она приводила к недопоставкам, увеличенным нормам страховых запасов и неравномерной загрузке производственных линий.

За первые четыре месяца проекта точность прогноза национальных клиентов, участвующих в нем, повысилась на четыре процентных пункта. Дальнейшее масштабирование пилота позволит повысить доступность товаров на полке для конечного потребителя и нарастить розничный товарооборот на 3%, предполагают в компании. Об этом рассказали Екатерина Подтетерина, начальник департамента планирования спроса и продаж, и Семион Ашанин, национальный менеджер по трейд-маркетингу компании АСГ.

ФТС «Пятерочка»

Торговая сеть «Пятерочка» поделилась первыми результатами проекта по внедрению процесса планирования продаж и операций (Sales and Operations Planning, S&OP) в компании. Подобный подход впервые реализуется на российском рынке продуктовым ретейлером.

В категории Fresh благодаря подходу S&OP только за две недели удалось сократить списания на 3,07%. В масштабах такого гиганта, как «Пятерочка», это несколько сотен миллионов рублей.

По словам Юлии Сердюк, руководителя направления по взаимодействию с поставщиками, главным вызовом для «Пятерочки» в этом проекте является интеграция всех поставщиков в единую систему планирования продаж и операций. Однако S&OP дает существенные выгоды и ретейлеру, и производителю. Помимо роста выручки и снижения потерь и товарных запасов, все участники процесса получают понятный прогноз, более качественную обратную связь и возможность участия в совместной оценке рисков и корректировках.

На данном этапе ретейлеру еще предстоит провести настройку и масштабирование процесса, реализовать S&OP-цикл по всем категориям, внедрить сценарный подход и добиться формирования прогноза поставщикам.

Döhler Group

Сквозное планирование в Döhler Group помогло компании сократить запасы на 12%, сохранив при этом уровень сервиса. В итоге она оптимизировала рабочий капитал и затраты на хранение на внешних складах. Это стало возможным благодаря использованию комплексного подхода к сегментации ассортимента и специальных автоматизированных систем планирования, которые настраивают всю цепочку поставок от сырья до готовой продукции таким образом, чтобы все этапы производства и клиенты были обеспечены оптимально.

Döhler Group намерена и дальше развивать процесс сквозного планирования, вовлекая новых поставщиков и клиентов. Об этом рассказал Олег Агулов, руководитель департамента управления цепями поставок компании в СНГ.

ТК «Ресурс-Волга»

«Внедрение цифровых систем автоматического планирования производства с использованием искусственного интеллекта позволило компании увеличить объем продаж за счет повышения уровня сервиса и обеспечения необходимого количества продукта на складах, а также снизить затраты благодаря снижению количества списаний и сокращению уровня продаж «предпросрока», — заявил Владимир Акименко, директор по логистике ТК «Ресурс-Волга» (входит в Группу агропредприятий «Ресурс»).

По его словам, полная автоматизация S&OP позволит не только эффективно управлять всем процессом производства, но и в будущем иметь больше информации для инвестиционных решений.

«Яндекс.Доставка»

Анастасия Щеблякова, руководитель по работе с ключевыми клиентами «Яндекс.Доставки», рассказала о нарастающей потребности ретейлеров в экспресс-доставке. Сети «ВкусВилл», клиенту сервиса «Яндекс.Доставка», удалось спланировать товарный запас и процесс отправки таким образом, что 95% заказов доставляются клиентам в течение 1 часа.

«Coca-Cola HBC Россия»

Компания показала, что обучение и развитие сотрудников в сочетании с работающим S&OP-взаимодействием дает значимый позитивный финансовый эффект.

Наталья Долгая, руководитель Центра компетенций RPA, и Дмитрий Алексеев, региональный менеджер по операционному планированию, показали прямую зависимость между развитием команды планирования и оптимизацией оборотного капитала. Формирование кроссфункционального процесса взаимодействия с коммерцией, поддержанного внедрением масштабной внутренней программы обучения по срезу основных компетенций, привело к сокращению товарных запасов в днях на 18% при снижении операционных затрат.

Пивоваренная компания «Балтика»

Связь между производителями и ретейлерами с каждым годом становятся все сильнее. И если раньше совместные проекты сетей и поставщиков были большой редкостью, то сейчас этим никого не удивишь. О будущем коллабораций в цепи поставок рассказал Иван Канаев, директор по клиентскому сервису региона Восточная Европа, «Балтика».

По словам эксперта, совместное прогнозирование спроса вкупе с машинным обучением создадут широкий диапазон новых факторов роста доходов компаний. В ближайшем будущем рынок ожидает всплеск технологических проектов на стыке ретейла и производства:

  1. Подключение новых источников данных (данные о покупках из чеков, системы распознавания лиц) к модульному инструменту прогнозирования для коллаборации с клиентом;
  2. Сценарное планирование. Моделирование сценария относительно ассортиментного микса (промоакций, погоды) для принятия лучших решений;
  3. Анализ чувствительности. Принятие лучших решений за счет полной прозрачности в отношении чувствительности спроса к различным переменным.

ALIDI

Использование технологий для прогнозирования спроса и совместного планирования Novo Forecast Enterprise с клиентами помогло компании полностью избавиться от списаний по истекшему сроку годности и сократить количество неликвидного товара на складах на 17%. Об этом заявил Дмитрий Фризен из компании ALIDI, крупнейшего дистрибьютора Procter&Gamble, Nestle и Mars в России. Сейчас ALIDI обеспечивает 80% объема продаж этих компаний.