Материал раздела Основной

Бизнес на связях: как устроены деловые сообщества в России

Жизненный цикл бизнес-сообщества в России крайне мал — через 3–4 года участники покидают его. После чего оно или с трудом держится на плаву, или — закрывается. Искандер Ахметов (Cоюз ALUN) рассказывает о том, на чем зарабатывают деловые сообщества
Фото: Максим Шеметов / Reuters
Фото: Максим Шеметов / Reuters

В Европе и США деловые клубы начали активно развиваться еще в конце XVII века, сегодня это многомиллионная отрасль, которая выступает мощным инструментом поддержки как начинающих предпринимателей, так и тех, кто уже достиг определенных высот.

В России бизнес-сообщества стали появляться только в середине 1990-х годов, тогда они не были публичными и широко востребованными. В 2017–2018 годах предприниматели, немного оправившись от кризисов, пришли к пониманию необходимости постоянного обучения и сотрудничества друг с другом. На эти годы пришелся бум бизнес-сообществ. Все они декларировали разные цели — одни были нацелены на помощь молодым предпринимателям, другие — на поддержку ИT-стартапов, а третьи — на тех, кто расширяет свой бизнес и ищет новые рынки и т.д.

Каждое новое объединение сулило своим членам новые знакомства, решение текущих проблем и новые идеи для развития бизнеса. Все это участники получали и продолжают получать. Помимо этого бизнес-сообщества сегодня стали привлекательным бизнесом. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в Москве насчитывается более 100 бизнес-клубов и сообществ, в них состоит свыше 750 тыс. представителей бизнеса: от менеджеров и начинающих предпринимателей до миллиардеров.

Бизнес-модель деловых сообществ