РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Типология вымысла: какие виды фейковых новостей опаснее всего для бренда

Маркетинг Статьи КРОС
Почему жители Северной Америки на целый час поверили в захват Земли марсианами? Об этом сказали по радио. Рамиль Каримов (коммуникационное агентство КРОС) объясняет, чем фейковые новости опасны для компаний и как с ними бороться

Пожалуй, наиболее ярким классическим примером фальшивой новости была и остается адаптация для радиоэфира постановки «Войны миров» Орсоном Уэллсом в 1938 году. Роман повествует о нашествии пришельцев с Марса, а радиопостановка была сделана в формате специальных выпусков новостей, периодически прерывая музыку и иные передачи.

О том, что события радиоэфира носят вымышленный характер, сообщалось лишь в начале и на сороковой минуте действа, в самый разгар нашествия марсиан. Те, кто пропустил первоначальный дисклеймер, не дослушали передачу до сороковой минуты и уже баррикадировались в подвалах, либо паковали чемоданы, либо формировали вооруженные отряды для борьбы с пришельцами.

The New York Times и другие крупные газеты сообщали о том, что 5–6 млн человек прослушали передачу и около 1 млн человек поверили в реальность описываемых событий.

Возможна ли аналогичная ситуация сегодня?

Следуя идеям Иммануила Канта и Дэвида Юма, можно утверждать, что реальность окружающего мира неразрывно связана с нашим восприятием, а мир для меня существует в моем восприятии, и никак иначе. Классический пример: если в лесу упало дерево, но никто этого не слышал и не видел, а упало ли вообще дерево? Или если марсиане действительно каждый день высаживаются на нашей планете, но никто их не видел, существуют ли они вообще?