Материал раздела Основной

Как закон о просветительской деятельности ударит по EdTech-бизнесу

Закон о просветительской деятельности вступит в силу уже 1 июня 2021 года. Хотя его основные цели — политические, он повлияет и на бизнес, причем не только на офлайн-лектории, но и на EdTech-проекты. Эксперты из индустрии — о том, как изменится их работа
Фото: Leon Neal / Getty Images
Фото: Leon Neal / Getty Images

В апреле президент подписал закон о регулировании просветительской деятельности в России. Он вступит в силу с 1 июня 2021 года. Эксперты считают, что этот документ создает предпосылки к государственной цензуре, и критикуют его в том числе за размытые формулировки.

Минпросвещения 26 апреля опубликовало проект постановления, который устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности. Документ, в частности, запрещает заниматься ею иноагентам, а также предусматривает множество строгих требований к лекторам. Так, они должны быть старше 18 лет, проработать в образовательной сфере не менее двух лет и не иметь ограничений к преподавательской деятельности.

Новый закон затронет не только музеи, НИИ и дома культуры, но и EdTech-компании. РБК Pro спросил у экспертов из индустрии, как, по их мнению, он повлияет на этот рынок.

Анастасия Перелыгина, юрист образовательного холдинга «Нетология-групп»

«Вот с какими вопросами мы сталкиваемся, пытаясь «примерить» положение к деятельности «Нетологии-групп» (проекты «Нетология», «Фоксфорд», «Эдмаркет»).

1. Согласно положению, «просветительская деятельность должна осуществляться на основании договоров об оказании услуг, заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры». Неясны ни предмет этого договора, ни обязательства сторон, которые он порождает, ни его возмездность.