РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Маркировка и прослеживаемость товаров: как работают эти виды контроля

Продажи Инструкции СКБ Контур
Есть маркировка товаров, а есть прослеживаемость, которая с 1 июля 2021 года станет обязательной. Каковы особенности этих двух видов контроля, как декларировать маркируемый и прослеживаемый товар, поясняет эксперт сервиса «Контур.Декларант» Наталья Лайша
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Единый механизм маркировки и прослеживаемости товаров введен, чтобы решить сразу несколько важных для экономики задач (распоряжение правительства РФ № 2963-р от 28.12.2018):

  • противодействовать незаконному ввозу и обороту товаров на территории РФ, включая контрафакт;
  • подтвердить подлинность товаров;
  • унифицировать процедуры учета оборота товаров;
  • повысить собираемость налогов и таможенных платежей.

Обеспечить работоспособность контрольных процедур призваны национальные информационные системы:

  • мониторинга над оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • прослеживаемости импортных товаров.

Объектом контроля в обеих системах пока остаются отдельные категории товаров, на долю которых приходится особенно емкая часть контрафакта. Однако все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые реализуют товары, в ближайшей перспективе станут участниками этих систем. Уже к началу 2024 года планируется контролировать оборот практически всех товаров.

Особенности маркировки товаров

Суть

Маркировка заключается в нанесении на подконтрольные товары специальных средств идентификации. Средство идентификации представляет собой уникальную последовательность машиночитаемых символов в виде штрихового кода (Data Matrix), к примеру, записанного на радиочастотную метку или нанесенного с использованием иной технологии автоматической идентификации.