Материал раздела Основной

Разбираем две самые популярные модели управления затратами бизнеса

Любой компании нужна модель управления затратами. Именно она поможет выработать «правила игры», чтобы держать расходы под контролем и при этом не лишать компанию источников роста. Зоя Стрелкова (ГК «Институт Тренинга — АРБ Про») помогает ее выбрать

Объем потребления различных товаров и услуг организациями и людьми в принципе неустойчив, а сейчас может колебаться особенно резко под влиянием политических и эпидемиологических факторов. Компаниям стало труднее планировать выручку. При этом у большинства из них есть существенные постоянные затраты, которые нельзя быстро отбросить, если выручка критически снизилась. К таким затратам относятся содержание офисов, производств, торговых помещений, различных внеоборотных активов и, разумеется, расходы на постоянный персонал.

Многие компании в 2020 году уже испробовали экстренные способы сокращения затрат. Но такая «низкокалорийная диета» может, спасая бизнес сейчас, лишить его перспектив на будущее: возможности запускать новые продукты, повышать качество сервиса, обеспечивать юридическую безопасность и т.д.

Попробуйте примерить на свой бизнес две противоположные модели управления затратами.

Модель № 1. Бизнес без активов и постоянных затрат

Основная часть затрат компании, выбравшей такую модель, должна стать переменной, то есть возникать только в тот момент, когда у нее есть доходы.

Классический пример — Uber: у компании нет собственного автопарка и постоянных расходов на его содержание. Расходы на автомобили и водителей появляются только тогда, когда осуществляется перевозка и генерируется выручка.