Разбираем две самые популярные модели управления затратами бизнеса
![](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/96/756215802222963.jpg)
Объем потребления различных товаров и услуг организациями и людьми в принципе неустойчив, а сейчас может колебаться особенно резко под влиянием политических и эпидемиологических факторов. Компаниям стало труднее планировать выручку. При этом у большинства из них есть существенные постоянные затраты, которые нельзя быстро отбросить, если выручка критически снизилась. К таким затратам относятся содержание офисов, производств, торговых помещений, различных внеоборотных активов и, разумеется, расходы на постоянный персонал.
Многие компании в 2020 году уже испробовали экстренные способы сокращения затрат. Но такая «низкокалорийная диета» может, спасая бизнес сейчас, лишить его перспектив на будущее: возможности запускать новые продукты, повышать качество сервиса, обеспечивать юридическую безопасность и т.д.
Попробуйте примерить на свой бизнес две противоположные модели управления затратами.
Модель № 1. Бизнес без активов и постоянных затрат
Основная часть затрат компании, выбравшей такую модель, должна стать переменной, то есть возникать только в тот момент, когда у нее есть доходы.
Классический пример — Uber: у компании нет собственного автопарка и постоянных расходов на его содержание. Расходы на автомобили и водителей появляются только тогда, когда осуществляется перевозка и генерируется выручка.