Как азиатские стартапы вытесняют западных гигантов со своих рынков
Пытаясь закрепиться на рынке Юго-Восточной Азии, Uber завлекала пассажиров бесплатным мороженым — компания уже использовала этот прием в западных странах. Ее сингапурский конкурент Grab «подкупал» клиентов дурианами: эти фрукты обладают более чем специфическим запахом и непривычны для американцев и европейцев, но очень любимы в таких странах, как Индонезия, Малайзия и Таиланд. В рамках акции GrabDurian (игра слов, англ. «СхватиДуриан». — РБК Pro) пассажирам предлагали разные сорта фрукта, а также сделанные на его основе десерты.
В 2018 году, спустя несколько лет ожесточенной борьбы, Uber сдалась и продала Grab свое подразделение в Юго-Восточной Азии. История превратилась в своего рода притчу о том, как нужно вести дела в регионе, население которого составляет почти 700 млн человек. ИТ-платформы (такие, как такси-сервисы и доставка еды) могут здесь выжить, но только в том случае, если они готовы адаптироваться к местным условиям.
Теперь регионом заинтересовались западные инвесторы. Прошлый год был богат на события для местных стартапов. Рыночная капитализация сингапурского технологического гиганта Sea (название является отсылкой к акрониму, который часто используют для обозначения региона: SEA — South-East Asia, англ. Юго-Восточная Азия), вышедшего на биржу в Нью-Йорке в 2017 году, выросла за 2020 год в пять раз и достигла $125 млрд. 13 апреля Grab заявила, что проведет IPO на нью-йоркской NASDAQ путем слияния с компанией-пустышкой (SPAC). Предварительная оценка фирмы — около $40 млрд. Индонезийское суперприложение Gojek, оценочная стоимость которого превышает $10 млрд, может провести слияние с e-commerce-платформой Tokopedia, прежде чем выйти на биржу с помощью SPAC в Нью-Йорке. Ожидается, что Traveloka, еще один местный «единорог», выберет ту же процедуру для листинга. Сейчас общая оценочная стоимость пяти крупнейших ИТ-компаний региона составляет примерно $200 млрд.