РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Завтра мир изменится: как планировать финансы в эпоху «черных лебедей»

Финансы и бухгалтерия Инструкции СберМаркет
Войны, кризисы, пандемии меняют мир. Экономист Нассим Талеб называет их «черными лебедями». Михаил Лойко, вице-президент по финансам и праву СберМаркета — о том, как строить экономику на фоне грандиозных случайностей, которые никто не мог предсказать

Два ключевых столпа финансового прогнозирования — статистика и предположения. Обычно экономисты идут двумя путями:

1. Прогнозирование того, что уже происходило ранее

Скажем, компании нужно спрогнозировать прибыль от сотрудничества с новым поставщиком, когда у нее уже есть несколько партнеров. В этом случае финансист использует исторические данные. Конечно, с точечными корректировками, которые учитывают возможное влияние внешних и внутренних факторов. Например, вы начинаете сотрудничество с поставщиком во время скачка доллара, а партнер использует в производстве иностранное сырье. Вывод: его продукция будет обходиться вам дороже, чем во времена, когда курс стабилен, поэтому вам нужно скорректировать прогноз с учетом этого факта.

2. Прогнозирование чего-то нового, чего раньше с компанией не происходило.

В этом случае финансовая модель проекта строится на основании экспертных мнений и данных о схожих проектах на других рынках. За этим следует пилотный запуск на небольшом участке, наблюдение, корректировка и, если все хорошо — масштабирование.

Оценка новых проектов и принятие решений об их продолжении должны базироваться на принципе признания «утопленных» расходов: когда вас интересует только будущее проекта, а решение не зависит от уже понесенных трат. Но что делать, когда внешние факторы внезапно оказывают на мир и экономику такое влияние, которое нельзя было учесть даже гипотетически?

В начале 2020-го года мы все столкнулись с новым явлением — пандемией. Сперва новость о ней мало влияла на финансовые прогнозы, но с каждым днем все больше вмешивалась в планы компаний. В период локдауна любые прогнозы и вовсе перестали работать. Расскажу, через какие стадии принятия «черного лебедя» проходили финансовые директора и какие уроки из этого вынесли.

Стадия № 1. Отрицание