Франшизные иглы: как удержать партнеров в сети
Из книги «Франшиза на 360º: От покупки готовой до создания собственной», издательство Alpina B2B
Франшизная игла — это элемент бизнес-процессов, который помогает удержать франчайзи в сети и уберечь франчайзера от появления недобросовестных партнеров, пользующихся его наработками только для собственного обогащения.
Пример: компания М из Канады — одна из известнейших франшиз на мировом рынке, специализирующаяся на научных шоу, — продала мастер-франшизу по России компании S. Через некоторое время компания S решила, что канадские стандарты организации бизнеса не очень соответствуют специфике российского рынка, разорвала свои отношения с компанией М, но продолжила заниматься тем же самым бизнесом, правда, уже под своим брендом, а вскоре запустила и свою франшизу. Через пару лет один из сотрудников S позаимствовал у компании стандарты ведения бизнеса и открыл свою франшизную сеть под брендом N. Однако и на этом история не закончилась. Один из франчайзи N вышел из-под крыла франчайзера и запустил собственный бизнес, а затем и франшизу О, работающую на основе тех же стандартов.
Эта реальная история показывает, как непроработанные франшизные иглы становятся причиной многократного воровства наработок в целой рыночной нише.
Десять типов франшизных игл
Большинство франчайзеров используют типовые франшизные иглы:
1. Облачные технологии
Часть важной для бизнеса информации франчайзер удерживает у себя в облачном хранилище (например, клиентскую базу) или организовывает процессы франшизной точки вокруг специально разработанного приложения, программного продукта. При разрыве отношений франчайзи просто отключают от облачного хранилища или от возможности пользоваться программным продуктом, критически важным для работы точки.