Рассмотрим основные варианты организации доставки товара до клиента и сформулируем рекомендации по выбору оптимального варианта для разных типов бизнеса.
Прежде всего уточним, что процесс доставки товара включает в себя две составляющие — видимую и невидимую. Под видимой мы понимаем процесс выдачи товара клиенту, невидимая включает логистические процессы, предшествующие этому событию, то есть отгрузку товара из интернет-магазина, его доставку до местонахождения потребителя и передачу организации, уполномоченной выдавать товар заказчику.
Необходимость такого разграничения связана с тем, что в невидимом компоненте доминирует технологический аспект (скорость доставки, ее дешевизна и т.д.), а в видимом — сервисный (удобство для потребителя, качество взаимодействия с ним). Очевидно, что эти аспекты могут реализовываться интернет-магазином как самостоятельно, так и силами внешнего оператора.
Моделей организации взаимодействия тоже может быть довольно много: от разовых сделок до полноценного логистического аутсорсинга. Именно по этой причине мы используем термины «видимая» и «невидимая» составляющие, а не «внешняя» и «внутренняя» логистика (последние два понятия связаны не с восприятием клиентом соответствующей части процесса доставки, а с тем, привлекается или нет для выполнения логистической деятельности внешний оператор).
Реализацию этих этапов можно поручить одному или разным операторам (например, в своем городе интернет-магазин осуществляет весь цикл доставки собственными силами, а для обслуживания клиентов в прочих городах привлекает другие компании). Это во многом зависит от масштаба деятельности интернет-магазина и способа ее организации.
Дать полноценный обзор всех вариантов организации доставки в рамках одной статьи невозможно, и ниже мы опишем лишь основные, такие как: