Сколько товара нужно закупить и как его быстрее доставить — ответы на эти вопросы дают автоматизированные системы анализа потребительского спроса. Станислав Воронин, BIA Technologies, поясняет, какие еще ключевые задачи e-commerce решает аналитика
В большинстве случаев спрос, превышающий предложение, возникает из-за падения объемов производства: товара на рынок поступает меньше, а спрос сохраняет прежнюю динамику.
Узким местом в удовлетворении неожиданно высокого спроса может быть и недостаточно гибкие бизнес-процессы в логистике и управлении складскими запасами. Ретейл всегда старается закупить товара ровно столько, сколько продастся до следующего завоза, чтобы не «замораживать» в нем оборотные средства и не занимать место. Если товар скоропортящийся, закупать его впрок невозможно в принципе — торговые сети не работают с продуктами, у которых осталось менее 70% срока годности. Создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств невыгодно, но потеря клиентов — еще большие потери.
Как подготовить бизнес к неожиданным колебаниям рынка?
Шаг 1: определить, сколько товара действительно нужно
В условиях жесткой конкуренции крупные продавцы уже давно прибегают к автоматизированному прогнозу спроса. Это помогает подготовиться к колебаниям, даже если их причины неочевидны и не заметны человеческому глазу. По грубым подсчетам, система прогнозирования спроса, выстроенная на основе грамотного управления товарными запасами, может помочь на 15–20% снизить оборотные средства, вложенные в покупку товара, и на 10% сократить случаи дефицита.