РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Эти десять тенденций определят работу продуктового ретейла в 2021 году

Маркетинг Исследования McKinsey
Покупатели будут еще радикальнее экономить и ждать еще более высокого качества продуктов, а ретейлеры удерживать и расширять отвоеванные ими места под солнцем за счет технологий. McKinsey и EuroCommerce — о 10 трендах потребительского рынка в 2021 году

Беспрецедентный пандемический кризис привел, на первый взгляд, к парадоксальному резкому росту продаж в продуктовом ретейле. На фоне практически полного закрытия ресторанов и отелей в период первого карантина в Европе (март 2020 года) продажи продуктов питания выросли в среднем на 20%, а по итогам года — на 10%. Еще одним заметным трендом стало изменение потребительского поведения — порядка 60% потребителей Европы сменили свой магазин или начали покупать товары онлайн.

Адаптация операционных моделей вызвала увеличение затрат участников рынка, в том числе на цифровые инструменты, дополнительные санитарно-гигиенические меры и устранение проблем в цепочках поставок. Все это и многое другое сформировало ландшафт, отличный от традиционного рыночного, и определило пути развития рынка продуктового ретейла в стадии восстановления.

1. Традиционные супермаркеты потеряют свою долю рынка в Европе, но не в России

В 2015–2019 годах дискаунтеры, интернет-магазины, мини-маркеты и специализированные магазины демонстрировали среднегодовой рост на 5,9%, тогда как сегмент супермаркетов увеличивался лишь на 1,6% в год (данные компании LZ Retailytics, специализирующейся на продаже товаров, уцененных по сроку годности или по другим параметрам). Доля российских потребителей, планирующих покупать продукты в крупных магазинах, где можно за один раз приобрести все необходимое, составляет 20% (выше среднеевропейского уровня на 10%).