Материал раздела Основной
Беспрецедентный пандемический кризис привел, на первый взгляд, к парадоксальному резкому росту продаж в продуктовом ретейле. На фоне практически полного закрытия ресторанов и отелей в период первого карантина в Европе (март 2020 года) продажи продуктов питания выросли в среднем на 20%, а по итогам года — на 10%. Еще одним заметным трендом стало изменение потребительского поведения — порядка 60% потребителей Европы сменили свой магазин или начали покупать товары онлайн.
Адаптация операционных моделей вызвала увеличение затрат участников рынка, в том числе на цифровые инструменты, дополнительные санитарно-гигиенические меры и устранение проблем в цепочках поставок. Все это и многое другое сформировало ландшафт, отличный от традиционного рыночного, и определило пути развития рынка продуктового ретейла в стадии восстановления.
В 2015–2019 годах дискаунтеры, интернет-магазины, мини-маркеты и специализированные магазины демонстрировали среднегодовой рост на 5,9%, тогда как сегмент супермаркетов увеличивался лишь на 1,6% в год (данные компании LZ Retailytics, специализирующейся на продаже товаров, уцененных по сроку годности или по другим параметрам). Доля российских потребителей, планирующих покупать продукты в крупных магазинах, где можно за один раз приобрести все необходимое, составляет 20% (выше среднеевропейского уровня на 10%).