Материал раздела Основной

Напрасный труд: как компании вынуждают сотрудников работать бесплатно

Предприятий, которые наживаются на соискателях с помощью «тестовых заданий» или заставляют персонал совершать подвиги во имя высокой цели, в России по-прежнему много. Опасаться им приходится не судебных исков, а скорее собственной ущербной бизнес-модели
Фото: Chris Ratcliffe / Bloomberg
Фото: Chris Ratcliffe / Bloomberg

«Деньги? Какие деньги? Вы понимаете, с кем вам выпал шанс поработать? Это честь!» — услышала PR-менеджер Татьяна Максименко от основателя криптобиржи, на которую успела некоторое время потрудиться. Эта фраза, словно позаимствованная из романа «Двенадцать стульев», на самом деле отражает суть подхода к сотрудникам во многих российских компаниях. С обманом хотя бы раз сталкивались трое из пяти соискателей — таковы данные опроса, проведенного в 2020 году службой исследований hh.ru. По большей части компании плутовали с размерами реальной оплаты труда (61%) или набором обязанностей (53%). Фонд оплаты труда у большинства малых и средних компаний, как правило, составляет львиную долю расходов. Экономия на нем благодаря доверчивости сотрудников — своего рода бизнес-модель, правда, иногда наказуемая по закону.

Впрочем, довольно часто бесплатная работа не означает какого-либо мошенничества в юридическом смысле — многие соглашаются так работать вполне добровольно. По подсчетам Ильи Варакина, основателя агентства по подбору персонала «Трудовые резервы», применение разного рода манипулятивной нематериальной мотивации обеспечивает повышение эффективности бизнеса на 20–70%. РБК выяснил, как именно компании заставляют сотрудников работать бесплатно и к чему это может их привести.