Материал раздела Основной

Даная на матрасе: как легально использовать музейные объекты в рекламе

Через 70 лет после смерти автора предметы искусства становятся общим достоянием и их, казалось бы, можно использовать в рекламе. Но, к примеру, Эрмитаж в судах запрещал использование «своих» полотен. Каким музеям и за что нужно платить, объясняют юристы
Фото: Christopher Furlong / Getty Images
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Соотношение авторского права и музейного права

Шедевры мирового искусства могут быть успешно использованы в коммерческой деятельности. Особенно в рекламном продвижении, принтах и дизайне товаров. Многие могут вспомнить заставку телефонов Nokia, использующую образ рук с фрески Микеланджело «Сотворение Адама». Когда-то это был такой же узнаваемый символ, как сейчас яблоко Apple. Другой пример — репродукция знаменитого «Поцелуя» Густава Климта, которую можно встретить где угодно: на сувенирах, одежде и даже фасадах кухонной мебели.

Для коммерческого использования предметов искусства обычно нужно заключить лицензионный договор с правообладателем. Однако большинство известных предметов искусства уже давно перешли в общественное достояние.

В то же время известные предметы искусства, как правило, являются музейными предметами. Помимо авторских прав, в отношении музейных предметов действуют также специфические права музея, и их переход в общественное достояние не всегда гарантирует возможность беспрепятственного использования. Так, Закон о музейном фонде (статья 36) и Основы законодательства о культуре (ст. 53) предусматривают права музеев на воспроизведение в отношении музейных объектов. К слову, это относится не только к выставленным экспонатам, но и к самому музею, его фасадам и внутреннему убранству.

Желающим использовать шедевры мирового искусства в коммерческой деятельности стоит помнить о правах музеев, а не полагаться исключительно на право свободного использования в связи с переходом в общественное достояние.