РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Почему человеческий фактор при ЧП на предприятии — просто отговорка

Право Инструкции Tactise
Философию человеческого фактора при ЧП на предприятиях и производствах в России поддерживают и даже стимулируют, не задумываясь, как она вредит. Дмитрий Козлов, основатель и президент компании Tactise, рассказал, зачем менять подходы к безопасности
Фото: Brandon Bell / Getty Images
Фото: Brandon Bell / Getty Images

«Несоблюдение норм безопасности», «пилот потянул не тот рычаг», «оператор забыл закрыть вентиль» — стандартный фон, сопровождающий новости о любом крупном происшествии, в том числе на производстве. Как итог: «следователи пришли к выводу, что главной причиной аварии послужил человеческий фактор». Но на самом деле это просто удобная отговорка в неудобных ситуациях. Настоящая проблема не в людях, а в том, как устроены системы, в рамках которых эти люди работают.

Одни и те же грабли

Найти нарушителя, повесить на него всю вину и закрыть дело — это выгодно. В результате никому, кроме этого человека, не надо ни за что отвечать. И в большинстве случаев не требуется также ничего предпринимать.