РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Дефицит как двигатель торговли: как Nike зарабатывает на дропах

Маркетинг Статьи Quartz
За несколько десятилетий Nike отточила стратегию, позаимствованную у модных лакшери-ретейлеров. Это позволяет бренду балансировать на грани эксклюзивности и общедоступности и все время подогревать интерес со стороны потребителей
Фото: Maja Hitij / Getty Images
Фото: Maja Hitij / Getty Images

Nike всегда была мастером компромисса. Это одновременно и крупнейшая в мире обувная компания, продающая несколько миллионов пар ботинок ежегодно, и ультраэксклюзивный дизайнер, выпускающий одни из самых востребованных и дефицитных кроссовок на рынке.

И обе эти роли взаимосвязаны. Модели, выпускаемые Nike ограниченной серией, помогают ей десятилетиями сохранять статус модного бренда. Это, в свою очередь, позволяет компании продавать множество других товаров, что просто необходимо для такого гиганта, как Nike. Но и экономисты, и маркетологи давно признали, что дефицит порождает спрос. Если рынок перенасыщен, то спрос падает. В итоге Nike приходится быть большой и маленькой одновременно.

Поддержание этого баланса в мире модной обуви — филигранная работа. За прошедшие годы Nike удалось наладить дистрибуцию таким образом, чтобы сохранить равновесие. За тем, как компания это сделала, можно проследить в режиме реального времени, в частности на примере кроссовок Nike Dunk.